московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

О чём может рассказать наречие



  Maria_keli  Прежде всего, уважаемый Валерий Павлович, спасибо, что Вы доступны!
Я сейчас в поиске темы для диссертации, и мне очень нужно чьё-то мнение и совет.
Я обратилась к наречию, а точнее - к составлению частотных словарей наречий поэтов. Составила для Пушкина и Лермонтова, сравнила их, - получила интересные результаты. Как сказал Ю.М. Лотман, "составив словарь, мы получаем - пусть грубые и приблизительные контуры того, что составляет мир, с точки зрения этого поэта". Цель была - проверить, можно ли с помощью наречия "составить этот мир", особенно - психологический портрет. Получается, что можно. Вторая цель - как конкретно наречие "рассказывает" об этом мире, каков этот мир "сквозь призму наречий" (меня привлекает возможность сказать просто о чём-то сложном). Ещё хочу взять Пастернака и Бродского, чтобы сравнить представителей трёх исторических эпох (но ещё не известно, даст ли это результат).
У меня вопрос: насколько это всё актуально и правомерно, и, может, у Вас есть совет, что конкретно с такой темой делать.
С уважением, Мария.



Отправка отредактированного (06-04-10 16:58)  

 2010-06-04  16:56:07
  Belyanin  Напишите, что у Вас получилось. Какие выводы сделали? Какова статистика? Почему наречия? Мне казалось, что прилагательные более личностны - они предикаты. Очень любопытно.

  

 2010-06-07  20:22:02
  Maria_keli  Ммм, наречия взяла просто по совету, потом стала думать - вербоцентрическая теория предложения..., наречия определяют глаголы... и, как мне кажется, они более личностны, чем другие знаменательные части речи, т.к. дают ОЦЕНКУ действию.
Выводы, по-моему, интересные. Во-первых, Пушкин использует в три раза меньше наречий, чем Лермонтов. Это может указывать на меньший психологизм его поэтики. Кстати, по моему наблюдению за сочинениями одного моего знакомого, которого я бы (по Маслоу) назвала самоактуализирующейся личностью, человеком без особенного психологического драматизма, это действительно имеет место - он тоже почти не даёт "оценки действиям".
Во-вторых, соотношение в этих словарях позитивно окрашенной знаменательной лексики и негативно окрашенной равно ½ и прямопротивоположно. Лермонтов (22 / 44 - (грустно 6, жадно 4, сердито 3, страшно 3, одиноко 2, безумно 2, мрачно 2, дерзко 2, досадно, угрюмо, надменно, насмешливо, завистливо, позорно, постыдно, сурово, хладнокровно, злобно, ужасно, скучно, грубо, тяжело, трудно, больно, гордо, грозно, смутно, печально). Пушкин (12 - (дружно 2, смело 2, весело 2, счастливо, справедливо, благополучно, ясно, искренно, нежно) / 7). Это, конечно, подчёркивает противоположность их личностных психологических доминант. Третье направление исследования нацелено на анализ лексического ядра словарей. У Пушкина по частотности употребления на первом месте стоит наречие СПОКОЙНО (сюда же я отнесла синонимы – тихо, безмолвно, вполголоса, молча). Это может свидетельствовать о его ценностно-эстетической установке, определяемой как «созерцание, гармония». На втором месте находится наречие СЕГОДНЯ (ныне), что может свидетельствовать о восприятии жизни как настоящего, о пребывании «в гуще событий». Это находит своё противопоставление в том, что у Лермонтова это наречие находится на одном из последних мест в словаре, что подтверждает его проецирование себя на вещи отдалённые, не связанные с окружающим миром. Это отражается и в том, что в словаре Лермонтова на первом месте находится наречие ДОЛГО (сюда же я отнесла – вечно), что опять же подтверждает его уход от жизни, «которая не складывается», в философские размышления о вечном. И последним объектом для интерпретации для меня стало знаменательное наречие (второе по частотности употребления у Лермонтова) НАПРАСНО, явно свидетельствующее о (по Герцену) трагическом «демоническом скептицизме», являющимся причиной его «мученичества».
Спасибо, что Вы ответили.
С уважением, Мария  

 2010-06-08  12:27:00
  Belyanin  неужели Вы делали этот анализ вручную?
Какие программные средства использовали?
Есть ли в ворде возможность создания обратного словаря?

  

 2010-06-15  23:55:23
  Maria_keli  Если честно, про обратный словарь ничего не знаю. И частотный словарь я делала вручную - причём (как пробный вариант) я на глаз брала общее число слов, по страницам.
Видите ли, мне сложно оценить значимость чего-либо в области науки, я просто следовала своему интересу. Возможно у Вас существуют какие-то интересные вопросы, которые можно было бы решить в моём исследовании.

С уважением, Маша  

 2010-06-16  22:15:30
  Belyanin  вот ссылка на обратный словарь
http://www.dictionnaire.narod.ru/reverse.htm
просто словарь текста можно легко сделать с помощью ворда (разбить на слова и по алфавиту выстроить). Подсчёт тоже вручную можно делать. Просто есть программы, которые это позволяют (например, пресловутый ВААЛ).
Если Вы будете так любезны прислать мне (на адрес личной почты) свою статью на предмет более детального ознакомления, то я буду премного благодарен (Чехова начитался на ночь:-)  

 2010-06-16  22:20:57
  Maria_keli  :)
Про программы надо узнать, но я ведь делала словарь не всего текста, а только наречий, или там это тоже можно как-то сделать или хотя б упростить подсчёты?
Насчёт моей статьи - если нужно, я могу написать... не на много больше, чем уже написала. Трудность в том, что у меня больше вопросов, чем ответов (или такие статьи тоже могут быть?:). Например, мне кажется, что всё это достаточно "психолингвистично", но насколько актуально и ценно - не знаю, потому что мой руководитель не считает это чем-то стоящим. Например, составить психологический портрет автора с помощью исследования одних только наречий, узнать границы такого портрета - насколько это имеет место быть?
Спасибо за ссылку на словарь!

С уважением, Маша



Отправка отредактированного (06-23-10 22:06)  

 2010-06-23  20:11:07
  Belyanin  составить портрет можно. Главное - доказать, что он реальный. Для этого надо 1) взять текст человека 2) проанализировать его 3) дать человеку тест. 4) повторить раз 25. И не зная, чей тест, чей текст - соотнести тексты и результаты тестов. Тогда может получиться замечательная методика. Готов помочь с планирование эксперимента.

  

 2010-06-23  22:58:31
  Maria_keli  Спасибо! Буду очень признательна.
А куда, если надо, Вам прислать статью: сюда val.belianine@utoronto.ca ?  

 2010-06-23  23:50:32
  Belyanin  можно и сюда

  

 2010-07-05  19:29:36


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология