московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Смех.



  Пианист  В последнее время ЗА границей стали популярны т.н. тренинги по смехотерапии - это когда группа людей собирается вместе, все начинают сначала искусственно смеяться, а уже потом по-настоящему. Интересно было бы узнать мнение посетителей форума по этому поводу. Насколько это помогает? В пользе смеха я не сомневаюсь, но одно дело настоящий смех от души, а другое - когда по требованию и к тому же в компании не знакомых тебе людей. Ведь известно, что хорошо смеяться можно только в компании людей, которым ты доверяешь и у тебя с ними есть что-то общее, а в случайной группе, собравшейся на тренинг, могут быть люди, которые тебе не приятны и смеяться с ними как-то не хочется?

Полезная инфа про смех:

"Смех существует на протяжении всей истории человечества и присущ только человеку. Многие мыслители именно смех считали критерием отличия человека от животного или живого человека от мертвого. «Из всех живых существ только человеку свойствен смех» (Аристотель).

Смех у разных народов ассоциируется как с жизнью (считается, что он способен оживить мертвого и приносит радость, удачу; в древности на острове Сардос уничтожали престарелых соплеменников, во время этого действия все громко смеялись, считая, что этим вызывают новое рождение, искупляющее совершаемое злодейство), так и со смертью (у некоторых народов (абхазцев, осетин, коренных мексиканских племен) похоронный обряд сопровождается смехом, веселой музыкой, танцами).

Ребенок, придя в этот мир, не сразу начинает смеяться. Смех начинается с улыбки. Улыбка является врожденной реакцией и проявляется в первые часы после рождения как рефлекторное движение во время сна, а чуть позже она становится социальной реакцией — эмоциональным ответом на вид матери, входя в комплекс оживления.

Вообще улыбка — это не чисто человеческое проявление. Она есть и у животных — в форме оскала. При улыбке губы расслабляются и растягиваются — ряд клыков и резцов становится виден другим. «Мимика улыбки и смеха оказывается смягченной, эвфемизированной формой оскала недовольства — меньшей доле увиденного зла соответствует «ослабленный» вариант агрессии, по сути, перед нами ее «тень», имитация, не оставляющая, однако, сомнений относительно источника своего происхождения». Такой подход к вопросу происхождения улыбки перекликается с теорией К. Лоренца, считавшего смех очеловеченной формой агрессии, но противоречит ряду исследований, показывающих, что улыбка появляется «как способ выражения удовольствия» и затем становится «знаком и символом ожидания приятного».

Это противоречие снимается само собой, если мы примем подход, по которому считается, что природа смеха, а следовательно, и улыбки как предтечи смеха, имеет амбивалентный характер, сочетая в своей целостности прямопротивоположные явления. Смех может одновременно быть и выражением радости, и проявлением агрессии. Можно сказать, что под одним внешним проявлением кроется два совершенно разных явления, не разделяемых по каким-то причинам языком и поэтому смешиваемых под одним словом «смех». Два вида смеха, два несопоставимых друг с другом по своей сложности и разнообразию мира, скрываются под одной и той же маской смеющейся радости, вот в чем дело».

Выделяют следующие функции смеха:

1. Оценочная. Смех всегда несет в себе определенную оценку. По словам Аристотеля, оценку «некоторой ошибки и нарушения». Эта оценка, безусловно, связана с уровнем интеллекта.

2. Диагностическая. Смех может являться диагностическим критерием уровня творческого мышления и культурно-морального развития, степени внутренней свободы. При этом смех диагностирует истинное, реальное состояние, а не внешние, желательные формы. По мнению Д.С. Лихачева, «функция смеха обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества».

3. Агрессивная. Например, К. Лоренц писал, что смех является очеловеченной формой агрессии. В.С. Мухина, говоря о подростковом черном юморе, отмечает, что он как нельзя лучше содействует отчуждению.

4. Идентификационная. Смех создает ситуацию сопричастности, эмоциональной связи людей. Так как смех несет в себе нормы определенной общности, то смеющийся так или иначе отождествляет себя с другими.

5. Регулятивная. Смех может быть регулятивной силой для поддержания социальных норм, принятых в данном обществе. Сам смех при этом так же регулируется существующими социальными нормативами. «Смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей. Смех должен иметь общественное значение».

6. Смягчающая. Смех смягчает трения во взаимоотношениях, как в межличностном, так и в межгрупповом плане.

7. Защитная. Смех является защитой как от внешнего, так и от внутреннего давления — он дает разрядку и позволяет отстраниться от ситуации. Защитная функция трансформируется в освобождающую и отстраняющую.

8. Освобождающая. Смех помогает обрести состояние свободы, правда, сам «смех — это не свобода, а освобождение». Смех обладает способностью освобождать внутреннее давление в социально приемлемых формах. По мнению З. Фрейда, смех появляется как один из способов чувствовать себя счастливым, получая удовольствие из душевной деятельности. С помощью смеха разрешаются различные потребности человека, возникающие по причине напряжения энергии либидо. «Безудержный смех преодолевает и невзгоды, и победы».

9. Отстраняющая. Смех помогает человеку быть «независимым от объективного зла». Кроме того, человеку может быть необходима способность к самоотстранению, «не последним из проявлений которой выступает способность к юмору».

10. Социализирующая. Совместно с вышеперечисленными функциями смех несет в себе социализирующее значение. Смех помогает входить в социум и существовать в нем, усваивать социальный опыт в процессе деятельности и общения, познавать этот мир в его естественности. «Способность смеяться вместе — это не только предпосылка настоящей дружбы, но почти уже первый шаг к ее возникновению. Смех не только создает общность его участников, но и направляет их агрессивность против постороннего».
Смех как явление социальное отражает особенности самосознания и нравственности конкретного социума. «Наш смех — это всегда смех той или иной группы». Шутка может быть смешной только в определенном контексте, который обуславливается конкретными деталями. Все детали могут быть понятны лишь людям, находящимся в социальной ситуации данного контекста и обладающими мировоззрением, которое создается в определенной субкультуре, конкретном коллективе. Эльдар Рязанов так пишет по этому поводу: «Юмор — категория социальная. Юмор, сатира всегда злободневны. И то, что современники сатирика понимали с полуслова, другому поколению становилось неясным, требовало примечаний, разъяснений. А раз не ясно, в чей огород брошен камень, значит, и не смешно. Юмор, который не вызывает мгновенной ответной реакции, мертв». Отношение к смеху меняется в зависимости от эпохи, культуры, идеологии. На восприятие смешного влияет очень многое — конкретная субкультура, коллектив, ситуация, характер человека. «Смеховой мир отнюдь не един. Он различен у отдельных народов и в отдельные эпохи, а там, где господствует в культуре индивидуальное, личное начало, он в какой-то мере различен и у каждого смеющегося» (Д.С. Лихачев)

11. Терапевтическая. В гуманистической психологии особое терапевтическое свойство смеха в форме юмора отмечает В.Франкл. Юмор и парадоксальные интенции являются одними из основных методов логотерапии, целью которой, как и любой психотерапии, является, по словам В.Франкла, «исцеление души». Задачей парадоксальной интенции является разорвать порочные круговые механизмы усиления фобий и неврозов навязчивых состояний. Делает это она, лишая подкрепления опасения пациента. При этом В.Франкл настаивает на том, что «парадоксальное намерение должно быть сформулировано в насколько возможно юмористической форме. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям; он дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и приобрести тем самым полный контроль над собой». По мнению Маслоу, психически здоровых людей отличает лучшее умение смеяться, веселиться, радоваться. У.Роджерс считал необходимым развитие смеха и говорил о том, что все мы гости на земле, так давайте, по крайней мере, посмеемся. А американский психиатр А.Гудхарт предложил способ лечения очень мнительных людей: записать в список все, что беспокоит, а потом прочитать все пункты, говоря после каждого: «Ха-ха, всего-то». Таким образом, при помощи смеха можно разрешать субъективно значимые надуманные проблемы, объективно обесценивая их.

Различают смех от радости и смех от оценки несоответствия. Смех, вызванный удовольствием от восприятия объектов, которые вызывают чувство радости, отличается от смеха, возникающего при обнаружении в окружающем мире необычного, нелепого, несоразмерного".

Анекдоты напоследок:

1. Вчера американской крылатой ракетой "Томагавк" (стоимость 2 млн. долларов) была уничтожена важная стратегическая цель в Афганистане - стадо ишаков (5 шт. общая стоимость 200 долларов). Мир с интересом наблюдает за экономической гонкой этих двух супердержав.

2. В фирме, в разгар рабочего дня раздаются дикие крики, врываются парни в камуфляже и в масках. Все на измене, тут крик: "Лежать, это ограбление!".
Главный бухгалтер, опускаясь на пол: "Hапугали, сволочи, я-то думал - налоговая полиция..." .

3. Стоит ГАИшник на посту на Новый Год. Настроение поганое, холодно, праздник - а он на дежурстве, вообщем думает - сейчас к первому, кто будет ехать, так до%^бусь, что будет мало места ... Едет 600 мерс. Мент его тормозит, подбегает к окошку, а оттуда - на него 4 здоровые морды со стволами и спрашивают:
- Ну, че надо ?
- Мужики, покалядовать можно ?..  

 2005-04-16  19:19:01
  Belyanin  проблема "смешно - не смешно" может быть отнесена к психолингвистическим (условно).
Мне, к примеру, не смешно про ГАИшников, которые берут взятки. Я считаю, что с этим злом надо бороться не анекдотами, а законами.
А ведь смешное (по Чернышевскому) - это то, что содержит несуразность, и не опасно.
Для меня представитель власти, который берет взятки, представляет опасность, поэтому просто не хочу смеяться. Меня это пугает. А страшное, если его сделать смешным, становится нестрашным, привычным. Не хочу привыкать к беззаконию.
Ваши мнения?

  

 2005-04-20  21:46:10
  Мастерица  Не помню, кто сказал, что то, что смешно, уже не может быть страшным.
К психолингвистической теме можно отнести, я думаю, использование смеха, как психологической защиты. Поясню. К примеру, есть человек, который вызывает страх и неприязнь, и если дать ему смешное прозвище, или как-то смешно изменить его имя, отношение к человеку изменится. Замечу, что лучший эффект - не от унижения и высмеивания, а когда просто смешно. Унизительное прозвище вызывает ответную агрессию, что усиливает неприязнь. В то же время ответная агрессия на просто смешное воспринимается опять же с юмором - нельзя же обижаться на человека, который не понял безобидного анекдота...=)  

 2005-04-28  02:15:38
  Belyanin  вот именно: смешное не страшно. А чиновник при исполнении своих обязанностей, берущий взятку - это очень страшно. И я хочу бояться таких чиновников, ненавидеть их, избегать их (и тех мест, где они водятся), а не смеяться над ними.

  

 2005-04-28  03:13:27
  Кукла  "вот именно: смешное не страшно. А чиновник при исполнении своих обязанностей, берущий взятку - это очень страшно. И я хочу бояться таких чиновников, ненавидеть их, избегать их (и тех мест, где они водятся), а не смеяться над ними."

Полностью согласна, но ведь обычный человек не может ничего сделать для того, чтобы чиновники не брали взяток, а жить в постоянном страхе тоже не лучший вариант.  

 2005-04-28  09:21:48
  Мастерица  Уважаемый Валерий!
Похоже, чиновники допекли Вас лично...
Но не думаю, что взяточничество - это _страшно_ в прямом смысле слова. И "чиновник" - не некая мифологическая личность, полубог, вершащий судьбы, а вполне обычный земной человек. И взятки он берёт не у каждого, многие дела решаются и без взяток. Обратимся к теме форума. Какой смысл Вы вкладываете в слово "страшно"?
Для меня, к примеру, стоматологи - это страшно, что не мешает мне лечить зубы, думаю и Вам страх перед "чиновниками" не помешает в случае надобности решить возникшую проблему без взятки.  

 2005-04-28  11:10:51
  adada  Замечания неискушенного:

1. Не смешное нестрашно, а прошедшее страшное превращается в смешное. Даже если оно может -- как с орудовцами -- еще и еще повториться в будущем. А с этими... "о, отсмейтесь, смехачи," и примитесь за их исправление. Только начинайте с первичного сырья... :)

2. Предполагаю, что речевые центры и структуры, отвечающие за "смеховщину", сосредоточены в нашей голове поблизости друг от друга. Что и дает основания для нейросмехолингвистики.

  

 2005-04-28  11:36:57
  Мастерица  Ну, возьмём, к примеру, чёрный юмор врачей (больше всего анекдотов про хирургов и патологоанатомов, да , и психиатров). Там нет превращения в смешное прошедшего страшного (страшное это вокруг, оно не проходит), он скорее служит для психологической разрядки.  

 2005-04-28  12:08:54
  adada  Лучше, конечно, подождать прихода врача, но коли уж случай неотложный, займемся ветеринарией! :)

Следуя высказанному и оспоренному постулату и применяя его наоборот, скажем, что смеющийся врач -- это человек, а человек с медицинским образованием и не смеющийся после страшного -- это неврач.

  

 2005-04-28  12:18:56
  Мастерица  "человек с медицинским образованием и не смеющийся после страшного -- это неврач."

Нет, это будущий пациент весёлого врача психиатра...  

 2005-04-28  12:46:19
  Belyanin  Уважаемая Мастерица, вы написали: "Похоже, чиновники допекли Вас лично..."
Этот риторический приём я бы назвал "снижение значимости объективной проблемы до личностной".
По аналогии можно привести и другие подобные примеры:

Проблема: В воздухе много выхлопных газов.
Ответ: А чего ты в городе живешь? Живи на даче.

Проблема: Преступность высокая.
Ответ: А ты не ходи по вечерами по улицам.

Проблема: Уровень образования падает
Ответ: Купи книжку, и сам учись.

Проблема: Народ на работе курит
Ответ: Чего ты такой чувствительный? Сам небось, водку хлещешь?

Проблема: Чиновники взятки берут.
Ответ: Да ладно, дай и забудь. Чего тебе 100 долларов жалко? Пусть подавятся.

  

 2005-05-01  16:47:11
  всеволод любимов  обезьяна скалится - приглашает к сексу. не называйте меня обезьяной, я ей никогда не был, наследник я всех, кто едва обрёл зренье - первым делом смотрел в небо. ЛВН.
Как ты понимаешь? - смеясь - отвечает Демокрит. Не смеяться, не плакать, но понимать. Сенека.
---
да смех и слёзы - это Объявление о человеческом понимании = Сознании. не говори фину смешное в субботу, а то он в воскресенье в церкви рассмеётся. тихо, есть время подумать и вдруг: гы... что финн получил новую информацию? нет он Осознал=увидел подтекст.
Смех и слёзы - это срыв психики, возникший после решения трудных задач. животные тоже решают интеллектуальные задачки, но быстро устают и отказывются этим заниматься, даже под страхом смерти. а человек решил такое количество творческих задач, что физиологически закрепил это, различая смех=удачное понимание и слёзы=печальное понимание. и смех и слёзы помогают снять нервные перегрузки от творческих усилий.
Вот так в филогенезе возникло Сознание= человеческий уровень понимания. Чем человеческое понимание отличается от собачьего? - Взаимопониманием=понятием, с автоматическим сообщением о своём понимании - смех, слёзы. Так вознило сознание и, как следствие - разум. но сознание принадлежит отдельному человеку, а разум - только коллективу - всему человечеству. Одна голова хорошо, а две лучше - вот смысл разума - решение творческих задач.
Акт творчества завершается восприятием. Дюфренн, он нашёл основной принцип разума в музыке, но так и везде. любая вещь изобретённая человеком до тех пор не станет вещью для людей, пока вещание о ней (смотри этот пенёк - стул, садисись) не поймёт другой человек. И пенёк становится стулом! вещь от слова вещать!
---
Смех - это объявление о том, что животный интеллект стал человеческим разумом.  

 2005-05-02  05:12:01
  Мастерица*  Уважаемая Мастерица, вы написали: "Похоже, чиновники допекли Вас лично..."
Этот риторический приём я бы назвал "снижение значимости объективной проблемы до личностной".

Уважаемый Валерий! Здесь я не соглашусь. Сейчас поясню почему.
Для меня личностная проблема всегда более значима, чем "объективная". Пример: "У меня пусто в холодильнике" важнее, чем "Уровень жизни людей понизился".
Попытавшись понять, почему Вы так остро реагируете на проблему взяток, я сделала предположение, которое и озвучила. Для меня это не было осознанным использованием риторического приёма. К примеру, если я говорю, что боюсь стоматологов, резонно предположить, что лично у меня есть не очень приятные воспоминания о походе к врачу.

Да, вот ещё что хотела сказать. "Чиновники берут взятки" - это обобщение, а не "объективная проблема". Объективная проблема, это, к примеру, когда Вы хотите открыть свой бизнес (реально), и сталкиваетесь с тем, что нужно заплатить там и там, а иначе дела не будет. При этом "чиновники" - уже конкретные люди, с фамилиями и должностями. Когда мы уходим от обобщения - это не уменьшение проблемы, а переход к поиску конкретного решения. Вы показали своё решение - "я боюсь", я считаю это как раз следствием обобщения, и говорю, что когда Вы столкнётесь с проблемой реально-лично-вплотную, Вы её решите.

Ваши примеры жизненны, но совсем не относятся к тому, что я хотела сказать. Внизу приведу свои ответы, чтобы было понятнее.

Проблема: В воздухе много выхлопных газов.
Ответ: А чего ты в городе живешь? Живи на даче.
Да, у многих начинается аллергия. У тебя тоже?

Проблема: Преступность высокая.
Ответ: А ты не ходи по вечерами по улицам.
Ты думал, как можно обезопасить себя и своих близких?

Проблема: Уровень образования падает
Ответ: Купи книжку, и сам учись.
Я решаю эту проблему тем, что больше занимаюсь самостоятельно.

Проблема: Народ на работе курит
Ответ: Чего ты такой чувствительный? Сам небось, водку хлещешь?
Ты пробовал решить эту проблему?

Проблема: Чиновники взятки берут.
Ответ: Да ладно, дай и забудь. Чего тебе 100 долларов жалко? Пусть подавятся.
Некоторые, но далеко не все. А те, что берут, далеко не всегда. Я борюсь со взяточничеством тем, что взяток не даю. Принципиально.

В конце немного магии, в смеси с психолингвистикой.
Маг может совершать изменения в пределах своей личной осознаваемой магической вселенной. Мы получаем власть над предметом, явлением, человеком, когда знаем его ИМЯ (ака полную совокупность свойств, выраженных в слове). С помощью этих магических постулатов мне понятно, почему лично я ничего не могу изменить в том , что "чиновники берут взятки". Эта "проблема вообще" вуществует во "вселенной вообще", на которую я повлиять не в силах. А вот когда эти "чиновники" попадают в поле моей деятельности в единичных экземплярах, я каждый раз решаю проблему индивидуально, потому что у каждого из них - своё ИМЯ, в этот момент - они для меня реальные живые люди, со своими характерами, проблемами, слабостями. Итог: "чиновник" - не ИМЯ, обобщения не дают ключей к решению. Если Вы хотите что-то реально изменить, оперируйте в "личной вселенной", хотите более глобальных изменений - призывайте других делать так же.  

 2005-05-02  13:00:54
  Belyanin  Давайте вернемся к теме.
Есть анекдот:
=====================================================
3. Стоит ГАИшник на посту на Новый Год. Настроение поганое, холодно, праздник - а он на дежурстве, вообщем думает - сейчас к первому, кто будет ехать, так до%^бусь, что будет мало места ... Едет 600 мерс. Мент его тормозит, подбегает к окошку, а оттуда - на него 4 здоровые морды со стволами и спрашивают:
- Ну, че надо ?
- Мужики, покалядовать можно ?..
=====================================================
Моя интерпретация:
- "ГАИшник" - суффикс указывает на уничижительное отношение к сотруднику Государственной Авто Инспекции.
- "Настроение поганое" - мне пытаются передать плохое настроение неизвестного мне сотрудника ГАИ.
- "Как до%^бусь, что будет мало места " - мне пытаются рассказать про агрессию, да еще не очень удачным языком (лучше было бы сказать "мало не покажется"); со мной говорят матерным языком (пусть и с каляками-маляками).
- Едет 600 мерс. = Мне говорят шутливо о богатых бандитах (правильно "Мерседес", а не "мерс", ср. ниже "мент" вместо "милиционер").
- "4 здоровые морды со стволами" - мне говорят, что по дорогам России ездят бандиты с оружием
- Мужики, покалядовать можно ?.. = Милиционер испугался бандитов, но тем не менее, хочет попросить у них денег, одежды или еды

Итог печален: Милицонер просит денег у бандитов.
И что здесь смешного?
Если всё сводить к личному опыту, то тоже ничего смешного не будет.
У меня брали сотрудники ГИБДД взятки и бутылкой водки, и одно(!)долларовой купюрой, и 10-тидолларовой купурой (напомню, доллар - валюта США). Имена назвать? Нагрудные номера сообщить?

Будем смеяться над чем? Над ними, надо мной, над проблемой?
Осмеять - значит сделать нестрашным, неопасным, невредным.
Не хочу делать взяточничество нестрашным, неопасным, невредным.
Ни для себя лично, ни для (российского) общества.

  

 2005-05-02  14:36:09
  playGOD  "- Я Понял, человек смеется тогда, когда кому то другому плохо." (с) "Чужак в чужом краю." Р.Хайнлайн  

 2005-09-14  07:17:34


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология