московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005






Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Психолингвистическое портретирование



  Primavera  Уважаемые посетители форума,
посоветуйте, пожалуйста, литературу по вопросу идентификации личности по речи.

Тема работы звучит следующим образом: "Речевое проявление психологических особенностей личности"

Цель работы – спрогнозировать и обнаружить возможные корреляции между психологическими характеристиками личности и структурно-семантическими особенностями продуцируемых данной личностью письменных текстов.
В качестве психологической теории для исследования взята типология Юнга (экстравертность-интравертность), в качестве лингвистического материала - тексты открытых Интернет-дневников.

Сразу хочу отметить, что задача определения психотипа по тексту не стоит: все авторы изначально протипировны (есть такой замечательный в этом отношении сайт - damochka.ru, где ведущий дневник человек может при желании пройти психотест, результаты которого находятся в открытом доступе для всех). Задача - описать речевое и коммуникативное поведение экстравертов и интравертов.

Очень рассчитываю на вашу помощь.

Буду чрезвычайно благодарна за любые рекомендации, замечания и конструктивную критику.

  

 2006-03-28  00:20:41
  Belyanin  Оксана Гиль анализировала речь интровертов и экстравертов. ее автореферат должен быть в РГБ, а возможно, и диссертация. Она получила признаки "объективного" и "субъективного" текста.
Просила описать картину.
Кроме того: Рефрекливный рассказчик: демонстративный. практический, ироничный стиль.
Интерпретативный рассказчик: депрессиный, лиричный, ассоцитативно-критичный стиль
И речевые признаки каждого стиля.
Москва, 2000. Речевые проявления личности у устном рассказе нарративного типа.

  

 2006-03-28  00:30:52
  Primavera  Валерий, благодарю за оперативный ответ. :)

С кандидатской диссертацией Оксаны Гиль я ознакомилась, безусловно ценное для моей работы исследование, и я частично использую наработки Оксаны. Но, возможно, уже появились какие-то новые труды по этой теме? Все-таки с 2000 года прошло более 5ти лет...


Кроме того, Оксана анализировала именно нарратив в классическом понимании. (Напомню, в ходе эксперимента информантам давалась картина, и было предложено описать сюжет, историю, "что на этой картине происходит" ). Дневниковый текст с трудом можно отнести к таковому (поправьте, если я не права).

Разница в том, что в нарративном тексте взаимосвязь между рассказчиком и текстом много очевиднее (особенно, если опираться на "бриллиантовую схему" Лабова), нежели в свободно построенном тексте (т.к. в последнем нет давления со стороны "нарративной этики", нет эталона, автор волен писать, что хочет и как хочет).
То есть, говоря грубо, Оксана анализировала речевое поведение людей в сходной коммуникативной ситуации (коммуникативная задача -"рассказать, что происходит на картине" ), поэтому любые отклонения от эталона рассказывания, своебразие формы и тд. было информативно. В моем же распоряжении лишь сумма письменных текстов.
Соответственно, опираться я могу лишь на лингвистические параметры. Моя работа, как мне представляется, в конечном итоге должна свестись к построению списка корреляций вида "экстраверты более общительны, поэтому в их текстах больше проявлений адресованности (обращений, авторских ремарок и тд)".

Поэтому меня особенно интересует литература, акцентирующаяся (при сохранении психолингвистического подхода) больше на чисто лингвистических параметрах текста, если таковая существует в природе вообще ??? :)

И еще вопрос: подскажите, пожалуйста, какие методы анализа, на Ваш взгляд, стоит использовать? Правильным ли будет применение качественно-коичественного анализа суммы текстов (ака контент-анализа)?

Надеюсь, я не слишком сумбурно изложила свои мысли.

Спасибо за внимание и за ответ. Ваше мнение для меня крайне ценно и интересно.

  

 2006-03-28  01:37:00
  Primavera  Чрезмерного углубления в психологию хотелось бы избежать еще и по причине того, что диплом будет защищаться далеко не на факультете психологии. И даже не на кафедре психолингвистики...

  

 2006-03-28  01:44:59
  Natasha  Показатели психолингвистической продукции я изучала с помощью методики «Письмо другу». Методика предусматривает групповую и индивидуальную формы диагностики. Она дает информацию о пишущем, содержащуюся в его высказываниях, т.е. в тех психолингвистических категориях, которые свидетельствуют о профессиональной и интеллектуальной компетентности, эмоциональном состоянии, общей речевой культуре.
С этой целью испытуемым предлагается выполнить следующее задание: написать письмо своему другу (подруге), не требующее особо тщательной подготовки и проверки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, размером в 250–300 слов. Это письмо и было объектом для психолингвистического анализа. При интерпретации психолингвистических показателей (объем речевой продукции в словах, объем речевой продукции в предложениях, средний размер предложений, коэффициент словарного разнообразия, коэффициент глагольности, коэффициент логической связности, коэффициент эмболии) мы опирались на имеющиеся экспериментальные подтверждения, полученные рядом исследователей как у нас, так и за рубежом.
Так, показатель объема речевой продукции в словах (КС) свидетельствует о личностных особенностях автора, его коммуникативности, экстравертированности / интровертированности, положительной или отрицательной мотивации. Увеличение объема речевой продукции может служить основанием для диагностики эмоциональной возбудимости, напряженности психофизиологического состояния.
Показатель среднего размера предложений (КСП) определяется как отношение суммы всех используемых в тексте слов к количеству предложений. Он свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляция) или же о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляция).
Коэффициент словарного разнообразия (КСР) является одним из самых сильных показателей речевой психодиагностики. Он свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляция) или, как и КСП, о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляция). Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
КСР = ∑ разных слов/2N всех слов • 100 %
Коэффициент глагольности (КГ), иначе его называют коэффициентом агрессивности. Он представляет собой отношение количества глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) к общему количеству всех слов. При увеличении этого отношения свыше 60 % в клинике при изучении письменной продукции делают вывод о возбужденном состоянии, готовности к немедленным действиям. Коэффициент рассчитывается по формуле:
КГ = ∑ глаголов/ ∑ всех слов • 100 %
Коэффициент логической связности (КЛС) также рассчитывается по формуле соотношения общего количества служебных слов (союзов и предлогов) и общего количества предложений. При величинах в пределах единицы обеспечивается достаточно гармоничное сочетание служебных связующих слов и предложений как синтаксических конструкций.
КЛС = ∑ служ. слов / 3N предл.
Коэффициент эмболии (КЭ), или засоренности речевого высказывания, представляет собой отношение общего количества эмбол, т.е. слов, не несущих семантической нагрузки, к общему количеству слов в предложении. К ним относятся междометия («ну-ну», «ха-ха», «эге» и пр.), вульгаризмы (ненормативная лексика), ненужные повторения. КЭ свидетельствует о свойствах вербального интеллекта (отрицательная корреляция) и эмоциональном состоянии автора письма (положительная корреляция). Он может также дать представление о его культуре речи, общей культуре и этике.
КЭ = ∑ эмбол / ∑ всех слов • 100 %

Опубликована эта методика в:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др. Под общ. Ред. А.А. Крылова, С.А. Моничева.– СПб.: Питер, 2000.– 560 с.  

 2006-03-28  14:49:11
  Primavera  Спасибо большое за информацию.
Не подскажете, при помощи какой программы производились подсчеты?

  

 2006-03-29  00:34:46
  Belyanin  мне тоже любопытно, была ли программа подсчета.
подсчеты если текст небольшой обычно приходится проводит вручную. дело в том, что многие русские программы не могут определить разницу между: Долог день до вечера, коли делать нечего =/= Вася, поколи мне дров. В первом случае они могут записать частичу "коли" в глагол (императив от "колоть").
Или: Из шкафа вылетело две моли. (ср. импрератив от "молоть").
если только программа сможет проводить синтаксический анализ (выделение позиции слова во фразе). Такие программы есть на фил. фак-е МГУ и в Лаборатории Татьяны Секераж. Но доступны ли они людям со стороны?

  

 2006-03-29  01:25:21
  Primavera  Если не ошибаюсь, Лаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии А.А. Поликарпова (МГУ) располагает сразу несколькими подобными программами.
См., например, здесь http://www.philol.msu.ru/~lex/articles/dictum.htm
- синтаксический анализ заявлен в описании:

- automatic lexical, morphological and syntactic analysis of a text (i.e., arriving at some automatic tagging of textual units);



Насчет доступности - думаю, едва ли они доступны широкому кругу интересующихся, все-таки интеллектуальная собственность..
Могу прояснить этот момент в ближайшее время и написать сюда о результатах.  

 2006-03-29  03:12:13
  Natasha  Подсчет производился вручную. Хотя кол-во слов и предложений можно подсчитать автоматически с помощью элементарной функции Word: Сервис - статистика ...."  

 2006-03-30  14:41:14
  Natasha  Primavera писал(а):"> Могу прояснить этот момент в ближайшее время и написать сюда о результатах." - Буду очень признательна за информацию.
И еще меня интересует вот что: читала много критики о программах вычисления фоносемантического значения слов и текстов (VAAL, Diaton), якобы работающих по принципу фоносемантического аналазиа А.М. Журавлева. Приходилось ли кому-нибудь сталкиваться с ними? Или с альтернативными программами?
У меня получилось, что количественным оценкам доверять нельзя, а вот качественную интерпретацию можно попробовать проводить, поскольку общая тенденция распределения оценок сохраняется.  

 2006-03-30  15:10:52
  Belyanin  ВААЛ мощная система. Она может много. и в количественном отношении - тезаурусы, словари, конкордансы. и в качественном.
это не реклама, т.к. связь с держателем программы у меня утеряна (на письма не отвечает). сегодняшних ее возможностей не знаю.

  

 2006-03-30  22:58:54
  Natasha  Спасибо, Валерий Павлович.
Уточню: я познакомилась только с версией ВААЛ-мини. А книгу А.П. Журавлева читала только "Звук и смысл" - другой у нас в Беларуси нет. Хоть эта книга написана для школьников, кое-какие данные(совсем, к сожалению, мало) о методе и результатах, полученных автором, в ней приводятся. Тав вот они совсем не совпадают с тем,что выдает ВААЛ-мини

  

 2006-03-30  23:53:50


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.





Rambler


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология