московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005






Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Языковая личность



  Nika  Уважаемый Валерий Павлович!

Как я заметила, к вам очень часто обращаются с просьбой помочь выбрать тему, которая была бы и интересная, и диссертабельная, и проч., и проч. Студенты чувствуют, что психолингвистика - это что-то очень интересное, но не могут сами плыть по неизвестному морю!

Я пытаюсь самостоятельно определиться с вопросом или темой, способными вылиться в серьезную работу. Недавно заинтересовалась "языковой личностью" Ю.Н.Караулова. Теория интерсена, так как кажется, что она может служить отправной точкой в личностной диагностике на основе дискурса того или иного человека(литературного персонажа).

Как вы считаете (все-таки теории около 20 лет): не устарели ли еще ее положения? Стоит сейчас в это углубляться?
Спасибо заранее:)  

 2006-07-14  11:29:07
  Belyanin  работы Юрия Николаевича вполне актуальны в том плане, что они дают хороший ориентир в описании говорящего человека.
возьмите его уровни (по памяти не помню, если можно напишите тут) и попробуйте описать персонаж как реальную языковую личность. получится подобие реального человека.
Ю.Н.Караулов не пошел лингвистическим путем, а представил уровни (коммуникативные).
правда, я предпочитаю термин "речевая личность" (Любовь Павловна Клобукова)

  

 2006-07-14  15:47:17
  Nika  Спасибо за ответ, Валерий Павлович!

Конечно, в свете того, что сегодня исследуется каждый конкретный речевой акт, речь, а не сам язык, который абстрактен, термин "речевая личность" выглядит более подходящим. Но ведь "языковая личность" в каждом речевом акте реализует ту "языковую картину мира", которую несет в себе в силу принадлежности к сообществу носителей определенного языка. 2 этих понятия -яз.личность и яз. картина мира - рассматриваются в тесной связи. Вы согласны, что "речевая" с этой точки зрения не подходит?

Вот 3 выделенных Карауловым структурных уровня языковой личности.
1 уровень - вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный) отражает степень владения обыденным языком. Он представлен отдельными словами, стандартными словосочетаниями, простыми формульными фразами: «пойти в кино», «выучить уроки», и т.д. Этот уровень нейтрализации языковой личности представляет интерес для методики, т.к. он создает предпосылку становления и функционирования личности и является условием освоения системы языковых средств иностранного языка, который должен закладываться как «вторичный» вербально-семантический пласт

2 уровень - тезаурусный представлен обобщенными понятиями, крупными концептами, находящими выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, афоризмах, пословицах и поговорках, из которых каждая языковая личность выбирает те, которые отражают и определяют ее жизненное кредо. Собственно языковая личность начинается именно с этого уровня, т.к. именно на этом уровне оказывается возможным индивидуальный выбор, личностное предпочтение. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры.

3 уровень - высший, мотивационный уровень устройства языковой личности представлен коммуникативно-деятельностными потребностями личности. Мотивационный уровень включает в себя выявление, характеристику мотивов и целей, движущих развитием личности.

P.S. А вы в опытах с восстановлением (определением) личности по анонимным объявлениям и т.д. пользовались этой теорией?

Благодарю...............

  

 2006-07-15  11:51:47
  Belyanin  я называю это free-standing sentences
у меня несколько иное понимание тезауруса. оно восходит к Роже. Роже предложил обобщенный языковой тезаурус - принцип организации лексикона (общенационального языка).
я полагаю, что отдельные языковые типы личности (прежде всего акцентуированного плана) харакртеризуются своим устройством тезауруса. например,
дом-семья-дети
друзья-встречи-баня-пиво-девочки
работа-секретарша-покурить- начальник-дурак - домой
и прочее, то есть то, что ближе фреймам, которые закостенели от частого употребления.
поэтому я иду параллельно Ю.Н.К., что нисколько не умаляет занчения его работ.

  

 2006-07-24  17:17:57
  Nika  Спасибо!
А что это за "акцентуированный план" личности? Грубо говоря, "на чем личность ставит для себя "ударение" "? Кроме лексики (тезауруса), в этой теме больше нет пластов, на основании которых можно проводить анализ? Ведь в сущности, исследование усторойства и состава тезауруса восходит еще к ассоциативному эксперименту? Просто это стало по-другому называться -"фрейм". ???  

 2006-07-25  18:32:41
  Belyanin  wow.
фрейм - это схема действий
ассоциации - это случайное сцепление слов, которое может отражать некоторые закономерности речи и поведения человека.
лексический план содержит в себе и семантику и синтаксис (сочетаемость).
можно изучать содержательный аспект, а можно формальный: пунктуацию, частеречное распределение, длину фраз. это то, что психологи будут называть формальным анализом, но для психолингвиста и он будет будет содержательным.
определитесь, для чего и что именно вы хотите изучать?
как человек говорит? как он организует свою речь? как по речи сказать что-то о нем? это все разные задачи и методы будут совершенно различными.

  

 2006-07-25  19:01:16
  natalia  Здравствуйте, Валерий Павлович. Вы тот ответчик, что подробно представил метод Savco в статье газетной года три-четыре назад? "Да" если - не затруднит Вас краткое обновление основных рекомендаций? Что можно посоветовать человеку: 34 года; стандартное обучение в школе без уклонов (средний по успеваемости ученик, занятия в группе 25-30 застольцев два раза в неделю = посиделки с вкраплениями иноязычной речи); ВУЗ (химический факультет); аспирантура (экзамен, сданный в счет снисходительности тестирующего); долгий перерыв с редкими и краткими попытками вновь взяться за освоение. Буду признательна за любые конструктивные предложения = советы. Удачи  

 2006-07-27  21:23:43


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.





Rambler


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология