московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

проблемы психолингвистики



  Аня  Здравствуйте, уважаемый Валерий Павлович!
Я совсем недавно начала интересоваться проблемами психолингвистики, хочу поступать в аспирантуру и заниматься именно этим. Какие проблемы психолингвистики, которые могут потянуть на уровень диссертации, на сегодняшний день еще не исследованы?
Заранее спасибо за ответ.

  

 2004-04-28  22:57:39
  Belyanin  Спасибо за вопрос :-)
Само по себе понятие проблемы, на мой взгляд, не существует. Есть проблема, которая препятствует какому-либо действию, мешает найти выход куда-то. Проблема существует только в контексте деятельности.
Например, есть текст, есть читатель. Есть проблема? Не знаю. А если есть текст, есть читатель, и есть 5 секунд на то, чтобы читатель понял текст, то есть проблема. Как построить текст, какого объема он должен быть, чтобы читатель его понял (или хотя бы воспринял).
Другой пример: есть книжки в библиотеке, есть список книг. Есть проблема? Не знаю. А вот если есть книжки, есть список и он равен паре миллионов, то проблема в том, чтобы найти нужную книгу по ключевым словам. Как научить поисковик искать нужный текст, какие тезаурусы построить, как помочь человеку сориентироваться в море информации?
Если какая-то из двух проблем показалась не важной, то это потому, что у Вас иной контекст деятельности. Какой именно?
П.С. К сожалению, очень часто контекст задаёт руководитель :-(  

 2004-04-29  23:47:50
  Belyanin  очень актуальная проблема: скорость обработки информации билингвом.
но это актуально для техаса и калифорнии, где много испаноязычных носителей английского языка :-) их надо обучать грамоте, правилам капиталистического общежития, продавать товары, и т.п.
А какой контекст деятельности у вас? какие глобальные проблемы надо решить?  

 2004-04-30  08:11:51
  Аня  Доброе утро!
Да, это было хорошо про испаноязычных носителей английского языка:)
Дело в том, что я из Украины. Я учусь в Харьковском Национальном Университете на отделении прикладной лингвистики. А как Вы, наверное, знаете, на Украине вообще нет кафедры психолингвистики, и я не знаю никого, кроме Горошко Е.И., кто бы этим занимался (кстати она заканчивала мое отделение). Потенциальный руководитель у меня есть, но он не может помочь мне определиться с контекстом деятельности. А я хочу в аспирантуре делать то, что я хочу:) Заниматься интересующей меня областью, а именно психолингвистикой. Руководитель, в принципе, дал мне возможность самостоятельно определиться с темой.
Вот я и пытаюсь найти тему, которая была бы актуальной, интересной и в которой можно было бы что-то свое придумать, разработать. Были идеи следующего характера: «Психология восприятия содержимого Интернет-сайтов», «Психология восприятия рекламных и PR текстов». А потом я купила Вашу книгу «Психолингвистика» и нашла там много тем и аспектов, которые тоже показались мне очень привлекательными. Но ведь это темы курсовых и рефератов, и в них, наверное, особо нового ничего не придумаешь, а надо же исследовать то, куда еще не ступала нога человека. Таковы ведь правила написания диссертации, верно? В общем, трудно мне без руководителя, я запуталась и решила попросить у Вас совет.

  

 2004-04-30  12:29:24
  Аня  Какой же у меня контекст деятельности?:)
Мне интересны и
гендерная психолингвистика, и
этнопсихолингвистика (может, скорость обработки информации билингвом актуальна и для Украины: русский и украинский), и
психолингвистические особенности восприятия двусмысленных фраз и парадоксов, лингвистический и культурный шок, языковые средства описания эмоций и психических состояний и т.д. и т.п.
Меня заинтересовали практически все приведенные в Вашей книге темы.
Вот такой огромный контекст деятельности:)

С уважением,
Аня.

  

 2004-04-30  13:10:08
  Belyanin  Искренне рад Вашему интересу.
Меня всегда интересова момент перехода от высказывания "Это не новое" к моменту "А разве эта проблема разрешима?".
Новое/старое - для кого? Новое/старое - в какой степени? Новое/старое - в чём?
Попробуйте как замерить (в милисекундах до 5 знака после запятой) время восприятия интернет страницы, проследить за движениями глаз на разных по содержанию сайтах (от порно до наукообразных). Попробуйте выяснить, что понял (в какой степени, насколько устойчиво) человек, который смотрел на сайт.
попробуйте набрать статистику (хотя бы человек 50 по 10 сайтов каждый). не думаю, что с такой задачей справится даже лаборатория в Макс Планк Университете.
Мой совет: начните с простого, и в этом как в капле воды Вы увидите много очень интересного и полезного.  

 2004-04-30  16:36:39
  Belyanin  попробуйте предложить испытуемым разные фразы сначала на русском, потом на украинском, а потом смешанные фразы на русско-украинском языке, типа "Хай живе родная Украина".
это будет занимательно. Но остается вопрос: что Вы будете делать с результатами эксперимента? Как можно будет его приложить? Кто - кроме Вас и Вашего руководителя - сможет воспользоваться полученными Вами результатами?
Извините за прагматический подход, но ... {message truncated}  

 2004-04-30  16:41:16
  Аня  Валерий Павлович,

Спасибо Вам большое за советы. Вы как будто читаете мои мысли. Я тоже хотела бы сделать что-то, чем потом смогут воспользоваться люди, а не только я и мой руководитель.

Ваше последнее сообщение {message truncated}, а так хочется узнать, что там после ...

  

 2004-04-30  23:15:06
  Belyanin  если хотите принести пользу людЯм :-), то обратитесь в рекламные компании. Типа, я такая-сякая, провожу серию психолингвистических экспериментов там-то и там-то. Если Вас интересуют какие-то аспекты восприятия русского текста украинцами или украинского русскими, то буду признательна за встречу и обсуждение этой проблемы.
До этого надо провести какой-нить легкий пилотаж и получить какие-нить прикольные результаты.
Например, если человек русский читает украинский текст, то у него это занимает 2,3 секунды на фразу из 15 слов. А если носитель украинского читает русский текст такой же длины, то это занимает у него 1,8 сек, что на 14% меньше.
Но, естественно, эти цифры должны быть не из пальца высосаны, а тем более не с потолка взяты.
И тогда есть шансы, что рекламисты закажут какое-нить более конкретное исследование. А это и шанс быть полезным людям: им придется меньше времени тратить на чтение ненужной реклами. :-)  

 2004-04-30  23:32:50
  Аня  Здравствуйте, Валерий Павлович!

Спасибо Вам большое за дельные советы. Скорость обработки информации билингвом - действительно интересная тема, и вполне вероятно, что я начну ее изучать.
А не могли бы Вы предложить мне еще какие-нибудь темы для рассмотрения? Тоже конкретно сформулированные.

  

 2004-05-03  17:15:52
  Belyanin  я обычно в таких случаях говорю так:
<Дорогая моя Аня>, существует море проблем, которые можно решать, и на решение которых жизни не хватит. Поэтому надо попытаться определиться с приоритетами, с запросами общества, со своими возможностями и, конечно, со своими интересами.
Мне представляется, что человек будет с большей легкостью решать ту задачу, которую он сам для себя представляет лучше, чем кто бы то ни было. Иными словами, если есть личный интерес, своё вИдение проблемы, то поставленная задача решится с бОльшей вероятностью.
Поэтому попробуем двигаться с трёх сторон. Я знаю о море проблем, Общество знает о том, что ему нужно и на что есть спрос. Вы же, со своей стороны , знаете о своих интересах.
Поэтому, <дорогая Аня>, напишите свои 10-12 тем, которые, на Ваш взгляд, и нужны обществу, и интересны Вам. Я попробую
1) сгруппировать их в кластеры
2) объяснить, почему некоторые
а) не относятся к психолингвистике
б) являются нерешаемыми
в) не будут никому нужны
3) подкорректировать остальные.
Итак, дело за Вашим личным списком. Это будут темы, реализовывать которые будете Вы.  

 2004-05-03  21:10:09
  Kvazar  В гуманитарных науках всегда сложно точно сформулировать известную проблему требующую решения. В физике попроще- холодная термояд-реакция, задача 3 тел, гравитация, ... Если кто знает такой список по психологии сообщите мне.  

 2004-05-04  14:55:49
  Belyanin  да. почему-то кажется, что в гуманитарной проблеме тоже должно быть просто: назовите мне список проблем - я начну их решать. А как решать, какими средствами, какие методики? И самое главное - зачем?
{message truncated}  

 2004-05-06  22:48:16
  Kvazar  Мало ли зачем, может кому-нибудь скучно холодный термоядерный синтез или бессмертие делать. Ему б с интелектом или шизофренией разобираться, но не дают списка нерешеных задач, а если кто знает -почему скрывает? Так и хочется сказать - огласите весь список, пажалуйста... :) Шутки шутками, но тенденция такая у гуманитариев.  

 2004-05-06  23:33:47
  Belyanin  не всегда такая тенденция только у гуманитариев. нередко человек с базовым техническим образованием пытается решать проблемы философии, психологии или (психо)лингвистики с неменьшим рвением, чем он паял бы транзисторы.
может быть тут дело в пытливости ума?  

 2004-05-06  23:38:10
  Kvazar  Да, это верно. Кроме того: кто ищет проблемы тот их найдет. "Проблема" - слово с таким смысловым ореолом отпугивающим.  

 2004-05-07  00:12:03
  Belyanin  а что притягивает? как тут надо, по-вашему, сказать?  

 2004-05-07  14:39:37
  LVO  Обычно, такие списки составляются выдающимися представителями своей области. Подразумевается, что ответ на вопрос "зачем" знает тот мэтр, который сформулировал проблему.
В точных науках подобные списки регулярно составляются и оказывают большое вляние на развитие этой науки. Молодой ученый знает, что если решит проблему из такого списка, то сразу добъется известности.Самый известный пример это проблемы Гильберта в математике.  

 2004-06-29  00:58:32


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология