московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Психолингвистика



  Belyanin  Психолингвистка предстает несколько таинственной наукой. Психо- да еще лингвистика. Что это такое? Наука о речевой деятельности? Набор правил для говорения и понимания речи? На самом деле, в число разделов психолингвистики входят такие: освоение речи детьми, процессы порождени я речи, закономерности восприятия речи, патология речи, речевое воздействие. На этом форуме есть возможность обсудить любые вопросы, относящиеся к проблемам языка и мышления, речи и её организации в нашем сознании.  

 2004-02-15  16:24:53
  Insomnia  вопрос вам как эксперту :) (ну как вам такая грубая лесть? :)
как ПРОСТЫМИ словами, доходчиво и кратко объяснить непосвященному человеку смысл слова "психолингвистика"?
ситуация, как правило, возникает на собеседовании. "а кафедра какая?...а это еще что за псевдонаука? и где же вы собираетесь ее применять? и вы стакой квалификацией еще надеетесь на хорошую зарплату?"
как объяснить человеку не повторяя книжного определения психолингвистики?
спасибо  

 2004-03-03  20:58:41
  Belyanin  Спасибо за вопрос ко мне как к эксперту:)
Психолингвистика - это раздел психологии, который изучает речь человека: как ребенок учится говорить, как мы слышим и читаем, как мы пишем и говорим, точнее, какие процессы происходят в нашем сознании при использовании языка.
Вот простой пример. Прочитайте следующие фразы:
1) Мальчик преследует собаку в автомобиле.
2) Мальчик преследует собаку с костью.
3) Мальчик преследует собаку с палкой.
Фраза 1 может быть понята однозначно: мальчик в автомобиле.
Фраза 2 может быть понята тоже однозначно: кость у собаки.
А вот фраза 3 уже может быть понята и а) "палка у мальчика в руке" и
б) "палка у собаки в пасти".
Тем самым, в речи могут быть такие высказывания, которые могут быть пОняты неоднозначно. В процессе восприятия речи человек вынужден каждый раз соотносить речевые высказывания с реальной действительностью. И делать это на основании знания грамматики языка. Поэтому если писать, допустим, политический текст, то надо принимать это во внимание. Причём не вообще, а в каждом конкретном случае разбираться. Это можно только в том случае, если знать психолингвистику.
Это очень простой пример. Для непосвященных.
Более подробно в:
http://www.textology.ru/belyanin/bel_ann2.html
http://www.textology.ru/anons1.html  

 2004-03-04  17:35:23
  kot  Подскажите пожалуйста как можно написать реферат по философским проблемам психолингвистики. Какие нибудь ссылки или учебники. Заранее благодарен.  

 2004-03-09  09:55:50
  Belyanin  Честно говоря, я не думаю, что у психолингвистики есть философские проблемы. Ребёнок овладел языком, человек потерял способность говорить после травмы или шока. Где здесь философия? Философия чего?
Есть философские проблемы "язык и мышление", "язык и сознание", "человек и язык". Но, на мой взгляд, общие рассуждения об этих проблемах редко выходят за пределы очень больших обобщений, которые не имеют не какого выхода в реальность. Допустим, можно сказать: "человек общается с помощью знаков языка". Отлично. Чем это поможет созданию систем искусственного интеллекта?
Попробуйте найти более частную проблему. И, самое главное, ответить на вопрос: "Что даст решение этой проблемы? Кому - кроме меня - могут быть полезны выводы, к которым я хочу придти?".
Извините за несколько прагматический подход. Таково моё видение психолингвистики.
П.С. У меня высшее политическое образование: окончил Университет марксизма-ленинизма для профессорско-преподавательского состава при МГУ с очень хорошими лекторами в начале перестройки. И философию очень люблю.  

 2004-03-12  19:48:27
  Танюшка  Может быть, кто-то встречался с таким типом людей, которые практически не могут ни одного предложения сказать без подтекста?
Если они что-то говорят, то главным в их сообщении является не сама мысль, которую они высказывают, а скрытый смысл (чаще всего это нравоучение).
У меня бабушка является ярким представителем данной популяции людей. Честно скажу, общаться с такими людьми не просто. Подтекст ее сообщения всегда очевиден для обоих собеседников, но если сделать вид, что намека не понял, и среагировать только на непосредственное сообщение, то ее это начинает злить, а если реагировать на подтекст, то начинаешь злиться сам (вообще-то, злиться сам начинаешь в обоих случаях).

Может быть, кто-то знает, что в таких случаях надо делать?  

 2004-03-17  11:12:53
  strider  Выход мне кажется только один - общаться таким способом, который сохраняет нормальных отношения с бабушкой, без ругани и обид. Ее Вы вряд ли переделаете, а вот сами реагировать на такие вот особенности ее речи наверное можете и по-другому. Попробуйте.

--
vale, strider
http://pages.magictower.ru/noblehouse/  

 2004-03-18  23:33:19
  Belyanin  А можно привести пример подобного высказывания (с подтекстом)?  

 2004-03-19  03:08:19
  Танюшка  Пример:

У меня брат страдает лишним весом, все в семье это осознают (кроме него самого) и пытаются достучаться до него, чтобы он сам понял, что нужно срочно худеть - садиться на диету, спортом заниматься....Бабушка особенно переживает по этому поводу и часто как придет к нам в гости, сразу начинает Ване (моему брату) говорить:"Шла сейчас к Вам мимо стадиона, там ребята с утра пораньше уже пробежку делают, на турнике подтягиваются, стройные все такие, подтянутые и т.д." Естественно, всем ясно, что говорит она это не просто так, а с подтекстом: "Ты бы, Ваня, вместо того, чтобы тут завтракать перед телевизором, пошел бы зарядку сделать"

И вот так она постоянно все говорит с каким-то подтекстом:(  

 2004-03-21  10:05:28
  Наталья  Валерий Павлович! У меня такой вопрос, точнее даже просьба. Подскажите как диагностируются механизмы психологических защит с помощью психолингвистики? Например, людям с основным механизмом психологической защиты - проекцией, свойственны обобщения в устной и письменной речи. К каким источникам обратиться. Пишу дипломную работу.  

 2004-04-19  15:53:58
  majya  Хотелось бы поподробнее узнать о механизмах визуализации в художественных текстах. Каким образом визуализируется картина мира разных писателей. (если можно то на примере произведений Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна).  

 2004-04-19  21:17:08
  Belyanin  а) лучше начать новую ветку. просто перенесите свой вопрос. (я не знаю, как это делать :-(
б) психолингвистика может помочь разобраться в том, насколько обобщение является обобщением. ведь есть разные уровни обобщения (жёлтая канарейка - канарейка - птичка - пернатое существо - живое существо). еще В.Ульянов говорил, что "каждое слово обобщает" :-)
в) психолингвистика может подсказать, каково будет время восприятия фразы в зависимости от того, насколько конкретная лексика в ней используется. чем сложнее - тем дольше. но вопрос: что сложнее (надо видеть общий контекст фразы, контекст разговора - но это уже не психолингвистика - это дискурс).
г) перенеся вопрос в новую ветку, добавьте пример, а то уж очень общо получается :-)  

 2004-04-20  07:42:00
  Belyanin  а) лучше перенести этот вопрос в начало новой ветки. (я это не умею, а свой ответ я смогу туда перенести, а эти убрать).

б) тексты Марк Твена я отношу к красивым. там очень много именно визуальных элементов (одежда, цвета, жесты). Однако. именно Гек. Фина не разбирал (детально я анализировал только "Принц и нищий").
в) попробуйте составить словарь текста (в ворде это не сложно, если нет программы ВААЛ :). вы увидите. каких слов больше всего. затем попробуйте объединить слова в группы. должны получиться типа
одежда, цвет, свет, жест, движение, и другие, которые Вы можете считать лексическими единицами, обеспечивающими визуализацию.
г) Моя гипотеза: у М.Твена будет больше слов визуальной модальности, чем аудиальной, или дигитальной (это если пользоваться терминологией НЛП).
д) А к каким выводам Вы планируете придти?  

 2004-04-20  07:47:46
  Наталья  Валерий Павлович, здраствуйте! К сожалению я не знаю как перенести сообщение в новую ветку и боюсь ошибиться.
Попробую поподробнее описать суть вопроса. Провожу исследование на изучение специфики явно выраженных защит у участников локальных боевых действий с высоким уровнем ПТСР. В качестве одной из методик было предложено закончить предложение "Я был на войне, я видел смерть и сейчас я ...." Тексты получились очень интересные. И я хотела бы узнать как можно психолингвистически диагностировать МПЗ в этих текстах. По поводу обобщения: не помню где читала, о том что проектантам свойственно частое употребление слов "все", "всегда", "многие" и т.д. Спаибо огромное за ответ.

  

 2004-04-20  16:03:49
  Belyanin  над каждым окошком для письма есть 4 позиции: Новая тема, Наверх, Перейти к теме, Поиск. Вам надо просто нажать "Новая тема" и начать писать (скопировать Ваш вопрос в новое окошко).
А я пока поищу ответ на Ваш интересный вопрос.  

 2004-04-21  03:59:48


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология