московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Белянин 2008 Авторадио



  Belyanin  = Вот дал интервью для Авторадио =
поскольку они не знают, выставят ли на сайт, я решил опубликовать тут.
= это очень популярно, так что не обессудьте =

Белянин Валерий, доктор филологических наук, кандидат психологических наук.
Профессор кафедры общей и юридической психологии Калужского Университета.

- Что такое психолингвистика?
Психолингвистика это наука, которая находится на границе психологии и лингвистики. Психология изучает нашу психику, наше поведение, наши мысли и чувства
Лингвистика изучает строение языка. А психолингвистика изучает наше речевое поведение. Она изучает то, как человек формулирует свои мысли с помощью языка, как он понимает речь, как он становится человеком говорящим.
Психолингвистика может помочь и логопеду, и рекламисту, и политику. Ведь мы создаем тексты не для того, чтобы просто поупражняться в печатании, а для того, чтобы сообщить наши мысли другим, чтобы оказать на других воздействие. И психолингвистика может изучать тот эффект, который производят наши слова на других людей.

- Можно ли по речи человека понять, из какого он региона России?
(примеры). Я лично знаю пример на счет скороговорки "Жадина говядина турецкий барабан" - Москва, "Жадина говядина - большая шоколадина" - Питер, "Жадина говядина - соленый огурец" - другие города России. Можно его тоже озвучить)

Это уже скорее социолингвистика, чем психолингвистика. Из какого региона человек, в какой среде он воспитывался, много ли он читал, как он владеет языком – это скорее не психологические характеристики человека, а его социальные.
Но действительно, речь жителей Петербурга может отличаться от речи москвичей. Известно некоторое количество слов, которые имеют другое значение в Москве и Питере

Москва Питер
подъезд парадная
бордюр поребрик
водолазка бадлон
проездной карточка
эстакада виадук
шаурма шаверма
батон булка
пончик пышка
палатка ларёк
курица кура
утятница латка
ластик резинка

Есть и свои фразеологизмы. Например,
В каждой избушке свои погремушки
Я слышал только в Питере, но не в Москве.
Если человек использует слова определенного региона, то можно сказать, что он либо оттуда родом, либо жил там. И даже можно сказать, сколько времени он там жил.
Но повторю, это уже социолингвистика.
И от себя добавлю, что дразниться – плохо. Это наносит другому человеку травму.

- О чем говорят те или иные слова-паразиты о человеке?
Когда мы говорим, мы то и дело останавливаемся, задумываемся, и вставляем в свою речь паузы, междометия, слова-паразиты. Паузы могут занимать до 30% времени. Это нормально.
Вместе с тем, есть люди, которые говорят гладко, плавно, ровно. У них нет слов-заполнителей, которые не несут никакой информации. Это значит, что они продумывают свою речь, они планируют свои высказывания, а не пытаются мыслить на ходу, заставляя слушателей теряться в чужих мыслях.

- Способы избавления от слов-паразитов?
Простого способа нет.
Надо научиться планировать свои мысли. Если вы знаете, что Вам дадут три минуты для того, чтобы рассказать о себе, то почему бы не потренироваться, научиться планировать свои мысли. Надо продумать самое важное, попытаться это сформулировать, проговорить это перед зеркалом. И только потом уже говорить другим людям. В век высоких скоростей размазывать слова по ментальному пространству – значит не уважать других людей.
Это дело, типа, как это, так сказать,
А то и просто запишите себя на магнитофон, и представьте, что это говорит другой человек. Подумайте над тем, какое впечатление производит Ваша речь. Если это то, что вы хотите, то нормально. Если нет – то работайте над собой. Слушайте образцы правильной и плавной речи. И учитесь.

- Что можно сказать о человеке по его речи? по его письму?
Во-первых, можно сказать о его происхождении, о его воспитании, о том, что он читал, каково его умственное развитие.
Но тут сразу оговорюсь, что интеллект бывает разный, и если у человека развит вербальный (словесный) интеллект, то он может хорошо говорить, писать, но он будет хуже ориентироваться в людях, или может не уметь починить водопроводный кран.
Недаром в начале перестройки было много анекдотов про «новых русских», и даже специальный букварь (Мама мыла «Мерс»). Бизнесмены - невербальные (несловесные) люди. Они думают не словами, а поступками, действиями. А слова только тормозят их деятельность.
Поэтому если пытаться всё выразить словами, то можно не дойти до действия. Но тут есть и опасность: недаром многие религиозные объединения тоталитарного толка пытаются убрать слова из мышления своих адептов – так легче манипулировать людьми.
Ко мне иногда обращаются с текстами угроз или анонимных записок.
По тексту я могу сказать о том, кто его написал: мужчина или женщина, сколько автору примерно лет, насколько он серьезен в своих намерениях (например, украсть ребенка).
Анализировал я и записки самоубийц, и тексты объявлений о знакомстве. Можно увидеть очень многое – то, что скрыто за словесной формой. Подсознание прорывается в речи, как бы мы его не скрывали. И выявить это помогает психолингвистика.

- Что такое психолингвистические манипуляторы и как их применять в жизни?
Проблема манипуляции относится к числу самых серьезных в речевом поведении. Мы нередко не получаем того, что хотели потому что нас забалтывают, нам врут, нас обманывают, нам говорят общие слова. Этим очень любит заниматься нейро-лингвистическое программирование. Вот я сейчас сказал эту фразу, и в ней я сознательно допустил двусмысленность. Чем любит заниматься НЛП? Манипуляцией или описанием того, что такое манипуляция? Обтекаемые фразы, намеки, двусмысленности, недоговорки – это признак манипулятивной речи.
Тут есть два пути борьбы с манипуляцией. Первый самый сложный – научиться самому быть манипулятором, научиться говорить обтекаемо, намёками, неоднозначен. Тогда Вы сможете получать преимущества над другими людьми. Но преимущества будут временными, недолгими. Люди не будут иметь с Вами дело второй раз.
Другой способ – научиться распознавать манипуляцию и пресекать её в самом начале.
Допустим, Вам говорят:
Мы дадим вам гарантию на машину.
Задайте вопросы:
На что: на всё или только на мотор? На какой срок? Можно будет обратиться к Вам, или ехать в Тольятти? И так далее.
Уточняйте, спрашивайте – не будьте объектом манипуляции.
А еще лучше, если чувствуете, что на Вас давят, Вам пытаются что называется «впарить» что-нибудь, отвечайте:
Хорошо, я подумаю.
Хорошо, в следующий раз обязательно.
И уходите от манипулятивного общения. Ищите более честных партнёров.

- Как по речи понять, что человек врет? какие основные признаки?
Признаков много. Первый: смотрят в глаза. Да. Когда человек врет, он старается смотреть в глаза. Второе: говорит много и находит много причин.
И будильник не прозвенел, и автобус вовремя не подошел, и пробка была.
Бывает, что сразу несколько причин мешают что-либо сделать, но чаще, если человек указывает на много обстоятельств, задумайтесь, что ему надо: сделать дело, или ввести вас в заблуждение.
Особый вид лжи: умолчание.
Я однажды попался очень глупо: заказал запчасти, и мне сказали, что оформят их доставку. Я сказал, что буду на даче. Сказали: мы и по области доставляем. Я сказал, что хотел бы в субботу. Ответили нет проблем. Потом я две недели звонил с дачи, и мне говорили, что детали на складе, машина сломалась, шофер не нашел поворот на мою улицу. Врали наглым образом..
Кроме того, люди не умеют контролировать свою мимику, выражение лица. И по тому, как меняется лицо говорящего, можно узнать, говорит ли он правду, или нет. Досада, ужас, сжатые зубы – это может быть признаком неискренности.
Тот, кто врёт говорит ровно и гладко – ведь у него было время продумать свою речь. А тот, кто говорит правду, чаще делает оговорки, возвращается к уже сказанному, сбивается.
Есть прирождённые лгуны, актеры, люди, которые искренне верят во всё, что они говорят.
Добавлю, что говорить человеку прямо, что он врет – не принято. Поэтому лично я с такими людьми стараюсь не иметь дела. Переиграть их сложно, а стать жертвой их неизвестным мне целей – легко.

- Почему близкие люди, с точки зрения психолингвистики, иногда говорят одновременно одни и те же слова, выражения?
Дело тут не в телепатии, а в одних и тех же условиях жизни. Если мать и дочь живут в одной квартире, смотрят одни и те же телепередачи, говорят с одними и теми же гостями, то у них будут очень схожими мысли, и, соответственно, слова. Они могут одновременно произнести одну и ту же фразу. И это нормально.

- И почему у мужчин и женщин логика, как говорят, разные?
Действительно, мужской и женский язык отличается. Женщины говорят о моде, детях, мужчинах, интерьере. Мужчины – о политике, машинах, о женщинах.
Недаром в гостях люди, поговорив об общем, расходятся на разные группы – мужские и женские.
Мужчины в речи используют больше глаголов, они более деятельны. Их фразы короче. Они более категоричны и грубы. Женские фразы более длинные, в них больше прилагательных, определений.
Это и различия социального плана, и психологического.
Психолингвистика это тоже описывает.

Вот примерно так.

  

 2008-05-13  18:31:59


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология