|
|
|
Язык СМИ и норма языка
inna granina | В последней передаче "Что делать?" на канале "Культура" обсуждалась проблема упадка русского языка. Главные ее признаки, по мнению участников, состоят, в первую очередь, в большом количестве заимствований из английского языка, широком распространении сленга и в обеднении лексики. Встал вопрос о языковой норме. Раньше функцию сохранения и выражения языковой нормы выполняла художественная литература. Теперь в связи с постмодерном и другими языковыми экспериментами современных писателей, литература не может выполнять эту функцию. Было высказано мнение, что язык СМИ является усредненным языком нации, и в силу этого он может взять на себя функцию образца языковой нормы. Так ли это? Хотелось бы услышать мнение лингвистов на этот счет.
| 2010-03-21   | 16:46:07 | Тоже психолог | > «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, > дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». > (Сократ, V в. до н.э.) > «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо > эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». > (Гесиод, 720 год до н.э.)
Граждане в передаче, видимо, не очень хорошо представляют, откуда появились слова в русском языке, которые в нём есть сейчас и сколько среди них заимствований.
| 2010-03-22   | 21:13:13 | Belyanin | Сократ и Гесиод правы. Но то, что язык испортился - это очевидно. Однако, проблема, думаю, не в языке, а в ментальности. Шум, гвалт, перебивы, невнимательность, неаккуратность - вот причина низкого качества языка. И СМИ тоже пытается угнаться, подсуетиться. Периодически смотрю пропутинский канал Russia Today - тот же плохой английский (точнее, британский) с русским акцентом, с примесью суеты. Там Россия себя преподносит на американский рынок как взбалмошная, негативно-мыслящая кухарка. Узнаю больше про индийских безработных, про униженных палестинцев, про искалеченных пакистанцев, чем про Россию. И шипение по поводу "так называемой демократии". На этом фоне даже Мур смотрится совершенно вменяемым. ИМХО. Если судить будете за нападки на конституционный строй РФ, то мои последние слова будут: "Типо за диржаву обыдно, да!?".
| 2010-03-23   | 12:31:12 | Тоже психолог | :-d :-d :-d Насчёт снижения качества - в моём окружении повышается.
| 2010-03-23   | 14:10:28 | inna granina | Коллеги! Я предложила обсудить не сам факт порчи языка, который очевиден, а вопрос о том, могут ли СМИ взять на себя функцию законодателя языковой нормы в российском современном обществе. Эту идею высказал Солганик Г.Я., но ему никто из присутствующих не возразил. Поясню, кто присутствовал на обсуждении темы «Русский язык: все еще могучий. Но уже не великий?». Ведущим был Виктор Третьяков, а его собеседниками были ведущие лингвисты страны: Прохоров Ю.Е. – ректор Гос. института русского языка, проф. Солганик Г.Я. – зав. каф. стилистики русского языка ф-та журналистики МГУ, Кронгауз М.А. – директор Института лингвистики РГГУ, Иванова М.В. – декан Литературного института, Чернейко Л.О. – доцент филологического ф-та МГУ. Признаться, меня такое мнение очень удивило по нескольким причинам. Во-первых, качество текста, с точки зрения языковой культуры и нормы, в газетах, журналах и на ТВ оставляет желать лучшего. Во-вторых, СМИ очень неоднородны по стилистике: там все можно встретить и канцеляризмы, и сленг, и просто разговорную речь. В-третьих, авторитет СМИ слишком низок, чтобы, например, интеллигенция равнялась на этот уровень речи. Что Вы думаете по этому поводу? И, если можно, давайте обойдемся без отклонения в сторону политики.
| 2010-03-23   | 22:57:22 | Тоже психолог | На мой взгляд, СМИ формирует языковую культуру населения вне зависимости от нашего желания и мнения. 1. Количество людей, имеющих высшее образование по тому, что я вижу, намного ниже числа людей, потребляющих продукты СМИ. 2. Я какое-то количество лет преподаю в различных высших учебных заведениях. Уровень знаний русского языка у большинства - не выше среднего. У части - на уровне "Здравствуй, русская языка!" 3. Количество времени, которое студенты и выпускники вузов потребляют продукты СМИ значительно превышает таковое, рассчитанное на потребление научных продуктов. 4. СМИ оказывают несравнимо более сильное воздействие на аудиторию, т.к. на этом строится само их существование. По моим наблюдениям для выступлений, например лекторов (в РФ и странах СНГ, в которых довелось побывать и кого-то послушать) в большинстве случаев взаимодействие с аудиторией...ммм...непонятно, что ли. Своеобразная вынужденная необходимость. В этом смысле для меня неочевидна цель обсуждения о том, могут ли СМИ взять на себя функцию законодателя языковой нормы, т.к. процесс уже идёт и СМИ, в принципе, всё равно, кто что об этом думает. При необходимости изменить уровень (качественный или количественный) языковой грамотности населения вижу логичным разработку программ в первую очередь образовательного, во вторую - просветительного характера.
P.S. - Насчёт очевидности факта порчи языка - я оспорил его выше.
| 2010-03-24   | 09:24:01 | Belyanin | не слышал выступление Солганика =функцию образца языковой нормы=думаю, СМИ взять не может. Она является проявлением этой нормы. Если она формирует её, то это её право. Навязываеть же отклонения, сленг, грубость можно тем, кто принимает это. Если СМИ навязывает то, что носителям не надо, то тем хуже для носителей. У людей всегда есть право не покупать газету, выключить тот или иной канал телевидения, переключиться с одной радиостанции на другую, слушать свой плеер в конце концов. Про Рашу тудэй я сказал не в политическом плане, а в когнитивном. Язык базара и негатива, который оттуда на меня льётся заставляет меня переключаться с него на нейтральные программы. А про образовательные программы "Тоже психолог" прав. Студентов надо антидотом пичкать, чтобы грамотными были. А то прямо пишут как слышат. Жуть мировая.
| 2010-03-24   | 16:55:34 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|