московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

мораль, нравственность и мордобитие



  Belyanin  Вот какой опус попался (на каком-то форуме, где обсуждались семейные отношения)
"Вообще бить когото ниже моего достоинства, руки морать противно.
А бить женщину значит не уважать себя вдвойне."
<орфография сохранена>
Получается, что человек живёт по морали, нравственности, а не по закону. Уважение, достоинство - красивые слова. Но, на мой взгляд, если за мордобитие брали бы регулярно в кутузку, то эти слова бы отпали сами собой. Они рождают иллюзию духовности там где царит беззаконие. (ИМХОВый диагноз),

  

 2010-07-16  00:40:09
  inna granina  Фраза "Вообще бить когото ниже моего достоинства, руки морать противно»
выдает человека, который живет не по морали, а по понятиям. Обычно ее используют мужчины (особенно подростки) с бедным словарным запасом в случае, когда они не хотят вступать в драку. Здесь ни о какой нравственности говорить не приходится. Просто ритуальная фраза.
Что касается эффективности кутузки, как средства снижения агрессии, мне она кажется мало эффективной. Я вполне разделяю идею Фрейда о том, что у человека должно сформироваться супер-Эго, которое должно интернализовать социальные нормы и стать совестью человека. Если у человека нет внутренних тормозов на проявление агрессии, он будет ее проявлять там, где внешний контроль будет ослаблен. Он будет скрывать свою агрессию, заставлять свою жертву молчать, что часто бывает в семьях, где муж или отец проявляет садизм. Разумеется, внешний контроль никогда не бывает лишним, поскольку он сдерживает лиц такого типа. Хорошо, что сейчас появляются инстанции, в которые могут обратиться жертвы внутрисемейной агрессии. Хотя здесь возникает опасность манипулирования со стороны псевдожертв.
Надо при воспитании ребенка добиться, чтобы уважение, достоинство, честь не остались просто красивыми словами, а наполнились для него вполне конкретным содержанием. Было же время, когда честь была ценнее денег.

  

 2010-07-17  18:46:56
  Belyanin  думаю, интернализация в данном случае - следствие неработы внутренних органов :-)
Я имею в виду, что обращение к морали, нравственности, воспитанию, поиску внутренних "тормозов" имеет место тогда, когда не работают законы. Во многих странах достаточно вызвать полицию, чтобы прекратилось всякое домогательство, всякое насилие.
О понятии "психологическое насилие" - потом. Отдельная тема.

  

 2010-07-18  15:54:55
  inna granina  Я считаю, что некорректно подменять один контур регулирования человеческого поведения другим. Есть внутренние регуляторы (совесть, мораль, система нравственных принципов), которые формируются у каждого человека в процессе социализации. И есть внешние регуляторы со стороны общества в виде законодательной базы, общественной морали, табу.
Я считаю внутренние регуляторы более действенными и надежными, поскольку они предотвращают сами агрессивные намерения. Вызвать полицию не всегда возможно, она может не успеть.
Кроме того, в разных обществах допускается разная степень агрессии. Например, в арабских странах еще побивают камнями женщин, обвиненных в измене мужа. В некоторых странах допускается жестокое обращение с детьми, поскольку они не рассматриваются как полноценные члены общества. Поэтому перспектива развития человечества состоит все-таки в развитии внутреннего контура саморегуляции каждого человека, а не в усовершенствовании слежки за людьми.

  

 2010-07-18  21:27:03
  Belyanin  закон прописывает что можно, а что нельзя. И конкретизирует наказание. За это 15 суток, за это пожизненно.
А мораль таких регулятивных инструкций не дает. Мол плохо, и всё тут. А дальше - понимай как хочешь. Поэтому мораль и тонет в морализаторстве, метафорах и сравнениях, в отсылках к древним текстам.

  

 2010-07-19  16:44:35
  inna granina  Закон определяет меру наказания, но он как раз не дает объяснения, почему нельзя так поступать. А развитие моральных суждений у ребенка, как раз основано на объяснении взрослых, почему так нельзя поступать. Достаточно почитать работы Жана Пиаже по этому вопросу, чтобы понять, что сначала дети связывают величину своей вины с размером ущерба (сервиз хуже разбить, чем одну чашку), а потом с умыслом. За умышленный проступок наказание строже, поскольку человек знает, что это делать нельзя, но все равно так поступает. Мораль не тонет в морализаторстве, если она четкая. Нормы морали меняются с развитием и усложнением общественного устройства. Есть вечные ценности, которые никто не отменял, на которые ориентируется большинство людей. Библейские заповеди являются для многих людей ориентиром, независимо от веры.
Удивительна Ваша настойчивость, с которой Вы стремитесь подменить законы морали юридическими санкциями. Юридические законы не прописывают нравственные ситуации, целиком оставляя их на общественные нормы. За предательство в дружбе, за ложь не предусмотрены статьи. Тем не менее, разные общества научились бороться с нарушением морали с помощью отлучения нарушителей от общения, публичного порицания и прочих мер.

  

 2010-07-19  19:43:39
  Belyanin  o.k. одно дело "не убий" - с отсутствием деления на "по неосторожности" и "по умыслу" и с подготовкой, и с "организованной преступностью".
Другое дело - "предательство в дружбе" - очень размытое и неопределенное.
Я не отрицаю морали (она есть и моё отрицание с ней ничего не сделает). Но хочу сказать, что наказание за уголовное преступление мотивирует лучше, нежели красивые слова о "вечных ценностях". Тюрьма, штраф, запрет подходить к человеку - это рельные вещи. В отличие от моральных наставлений, которые у разных людей разные и силы - по сути дела - не имеют. Слова они и есть слова. (ух).

  

 2010-07-21  17:33:47


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология