|
|
|
Проверка знаний с помощью тестов
Belyanin | можно ли проверить гуманитарные знания с помощью тестов?
http://www.inauka.ru/education/article54519.html
На прошлой неделе начались выпускные экзамены у 11-классников. Для кого-то они проходят в проверенной, традиционной форме, а для кого-то это непонятный ЕГЭ. О том, что нового происходит с ЕГЭ в этом году и что ждет будущих выпускников в ближайшие три года, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова спрашивает обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова.
известия: Как проходит Единый госэкзамен в этом году?
Виктор Болотов: Мы начали с иностранных языков, потом идут химия и обществознание, дальше - биология и география. Больше всего детей должно принять участие в экзаменах по русскому языку (3 июня) и математике. Предварительные результаты показывают, что никаких принципиальных отличий от прошлого года нет. Исключение одно - в этом году в ЕГЭ участвует уже 78 регионов России. В 2004-м их было 64.
известия: Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что эксперимент по ЕГЭ продлен до 2008 года. Что это реально означает для обычного выпускника?
Болотов: В этом году мы подготовили законопроект, который Министерство образования и науки вынесло для обсуждения в министерства и ведомства, в регионы. Потом мы его предложим правительству. Я думаю, что в этом году будет принят закон, вводящий Единый госэкзамен, после чего с 2008 года мы будем переходить к поэтапному внедрению ЕГЭ по всей России.
известия: А что продление эксперимента до 2008 года означает для московского выпускника (как известно, Москва пока в эксперимент не вступила)?
Болотов: На период эксперимента выбор остается за Москвой. После его завершения ЕГЭ в столице будет обязательным по всем предметам. И все вузы обязаны будут его учитывать.
известия: А как же элитные университеты?
Болотов: Вопрос о том, какие дополнительные испытания могут быть у элитных вузов, пока в стадии обсуждения. На окончательные решения по этому вопросу мы будем выходить после принятия закона. Уже сегодня треть вузов России принимает к себе абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Но до 2008 года у вузов будет выбор, какую специальность включать туда, а какую - не включать.
известия: Но ведь так называемые контрольно-измерительные материалы (те, по которым экзаменуют выпускников - участников ЕГЭ) подвергались жесточайшей критике специалистов-предметников. Тем не менее ЕГЭ проводится в ряде регионов...
Болотов: Ну, вы знаете, критика в большинстве случаев звучит так: я не читал, но присоединяюсь.
известия: Но я их читала и могу сказать, что многие вопросы по истории или литературе не выдерживают критики... А кроме того, с помощью тестирования мало что можно по существу проверить (я говорю о гуманитарных дисциплинах).
Болотов: Я не слышал замечаний по поводу тестов по обществознанию или истории. Нельзя оценивать знания с помощью тестов - кто это сказал?
известия: Просто это не в традициях нашего образования.
Болотов: А кто это сказал? Большинство вузов (до всякого ЕГЭ) уже давно перешли только на письменные экзамены. Ведь как сегодня проверяется сочинение? Тема не раскрыта, и все...
известия: А в ЕГЭ вообще не будет сочинения. Будет короткое эссе.
Болотов: Да, но ведь умение изложить на страницу свою мысль требует особых способностей. Интернет, по крайней мере, требует коротко, но по существу излагать свои мысли.
известия: Ну, если брать за образец интернет...
Болотов: Я готов обсуждать контрольно-измерительные материалы, если мне приведут конкретные примеры. Например, мне кажется вполне корректным вопрос по географии: "Куда впадает Волга? В море или в озеро?" Что ответит большинство экзаменующихся?
известия: Это зависит от того, чем считать Каспийское море - морем или озером.
Болотов: Это озеро. Поэтому за ответ "Волга впадает в Каспийское море" на экзамене по географии выпускнику поставят "2".
P.S. Проблему того, насколько корректен подобный вопрос, мы оставляем открытой. Гораздо меньше сомнений вызывает утверждение о том, насколько традиционны тесты для российского образования в целом. Интересно, что страны СНГ, перешедшие на систему ЕГЭ (Казахстан, например), в ужасе от того, что произошло.
10:52 07.06.05
что думаете об этом, форумчане?
| 2005-06-12   | 19:04:06 | Лимонка | Когда я поступала в институт, то мы на вступительных экзаменах даже черновики сдавали. Ведь очень важно КАК человек мыслит, рассуждает. Это важнее, чем знания, которыми он владеет. Эйнштейн, например, считал, что "Воображение важнее знания". Тесты, к сожалению, проверяют только знания.
А, вообще, "настоящее обучение начинается тогда, когда человек оканчивает все учебные заведения и вступает в реальную жизнь" (Роберт Кийосаки "Богатый ребенок, умный ребенок"). К сожалению, большинству навыков, за которые в будущем наниматели будут платить большие деньги, не учат в сегодняшних школах и ВУЗах. Наши школы рассчитаны на людей, обладающих вербально-лингвистическим интеллектом (наша система образования подходит только для 30% учащихся). Именно они достигают успехов в учебе, у них хорошо получается учиться. Но это не значит, что отличники лучше устраиваются в реальной жизни.
| 2005-06-14   | 11:16:32 | Belyanin | а теперь представьте, что человек отвечает на вопрос: Что такое гжель? - водка. что тут важнее: воображение или знание?
| 2005-06-14   | 15:14:51 | Лимонка | Так ведь водка "Гжелка" называется?:)
Но даже если человек не знает, что такое гжель (или не может это доходчиво объяснить), то воображение и чувство юмора всегда помогут ему выйти из затруднительной ситуации в реальной жизни. А вот если у него с воображением плохо, соображает он туго, а все знания в самый неподходящий момент забылись, то ему уже ничто не поможет.
Главное, понимать что-то, а не знать. А еще важнее как человек умеет своими активами (знаниями и умениями) распоряжаться. Можно быть "ходячей энциклопедией" или "вечным студентом", но при этом совершенно не знать законов реальной жизни.
| 2005-06-14   | 15:32:25 | Olesya | По моему, это очень плохой вариант оценки знаний учащихся. В таком случае оцениваются не знания, а личностные качества ребят. Кто-то умеет отвечать на тесты, кто-то - нет. Многим необходимо больше времени для чтения задания. Вобщем, не знаю... но, на мой взгляд, нельзя оценивать, основываясь на такой способ проверки. Не зря же (и это уже известно), многие отличники (даже!) пишут этот ЕГЭ на двойки и тройки. Не правильно все это!
| 2005-06-14   | 22:21:37 | Босс | Любые экзамены (не обязательно только тесты) это всегда проверка не только знаний учащихся, но и их личных качеств (например, умения действовать в стрессовой ситуации), удачливости и т.д.
Тесты, с одной стороны, дают возможность угадать правильный ответ. И в тоже время они ничего не говорят о качестве допущенных человеком ошибок.
| 2005-06-14   | 22:48:46 | Belyanin | так об чём и речь. что отвечавший на вопросы (культурологического текста) перепутал Гжель (фарфор) и Гжелку (марку водки). и это проявлило его (не)знание современной культуры. и креативность ни при чем. знания это знания. и проверять их надо. а креативность нужна не всегда. порой она даже мешает.
| 2005-06-15   | 04:17:33 | Belyanin | любой экзамен - это еще и тестовый навык. вы не можете сдать экзамен, не умея читать, не умея заполнять бланки, не умея писать. поэтому предполагается, что эти навыки у респондентов имеются, и проверяется нечто иное, чем собственно тестовые навыки.
| 2005-06-15   | 14:50:43 | Лимонка | "знания это знания. и проверять их надо."
Знания знаниям рознь. Важно еще, как эти знания у человека структурированы, в каком виде хранятся. Иногда хорошая структура гораздо важнее, чем конкретное наполнение. У некоторых все их знания могут быть получены путем механического запоминания. Я, например, видела одного молодого человека, который сдавал экзамен (в форме теста) на получение водительских прав очень оригинальным способом: у него была великолепная зрительная память, и он просто запомнил все ответы (мысленно видел перед собой лист со всеми ответами - 40 билетов по 20 заданий в каждом). Тест он прошел, но это еще не значит, что он знает правила дорожного движения.
| 2005-06-15   | 18:07:20 | Belyanin | существуют разные виды знаний: теоретические и практические знание правил дорожного движения еще не гарантирует, что человек не сделает поворот на красный свет (хотя лично я именно так езжу - другие правила:) ) но ведь это часть экзамена - они (теор. знания) потом проверяются в практическом экзамене. Аналогично и при проверке языковых знаний. Человек может с лёгкостью выполнить тест типа multiply choice (не знаю, как по-русски, типа вопросы с множественным выбором?), но затрудняться при порождении спонтанной речи. именно для этого любой письменный экзамен сопровождается устным. так что одно другое не отменяет. а проблема структурации знаний у человека (студента) - это - как бы! - его собственная проблема. она экзаменатора не должна волновать до тех пор, пока она не проявится неправильным способом.
| 2005-06-16   | 05:29:18 | Дима Дянков | Тесты, конечно, вещь необходимая. Но и не надо их переоценивать. Поэтому во всем мире при поступлении в уч. заведение наряду с тестами обычно дают написание эссе. И получается - тест на проверку знаний, а эссе на проверку воображения. По-моему, это справедливо. Вот только не везде согласны ето применять. В Болгарии, например, откуда я родом и где живу, вот уже 5 лет собираются ввести обязательный выпускной экзамен на тестовом принципе + написание эссе на литературную тему. Причем предвидится, чтобы отметка при этом играла основную роль при поступлении в ВУЗ. Но всегда находятся несогласные с этим, и эксперимент откладывают. А причина проста - мафиозные элементы системы педагогического образования, связанные с организацией частных уроков для поступающих в ВУЗы, останутся без хлеба.
| 2005-06-17   | 23:36:32 | Андрей Белов | Что касается тестовой части ЕГЭ по русскому языку, то, насколько я могу судить по своему небольшому опыту работы в школе, подготовка к нему безусловно положительно сказывается на уровне грамотности школьников. Так что это - в плюс. Если ж говорить о тестах по литературе (или, скажем, о тестах, направленных на выявление уровня развития речи), то тут, действительно, возникает много сомнений. Отчасти, впрочем, они возникают от того, что литературу в школе у нас преподают не особенно хорошо - например, практически не давая никаких теоретических знаний (которые и можно было б проверить с помощью тестов), не говоря уже о практических навыках анализа текста. Чаще всего уроки литературы, к сожалению, сводятся к разговорам типа "почему так поступил этот герой", "хорошо это или плохо", "а вы бы поступили так на его месте" и т.д. и т.п.
| 2005-06-18   | 02:18:37 | Belyanin | %%%разговорам типа "почему так поступил этот герой", "хорошо это или плохо", "а вы бы поступили так на его месте" %%% а это я давно уже собирался вынести в отдельную тему.
| 2005-06-18   | 02:24:16 | Дима Дянков | Андсрей Белов, вы очень точно заметили, что в школе как раз недостают практические навыки анализа текстов. На мой взгляд до большинства учителей литературы еще не дошло, что литературоведение - это ведь не идеологическая какая-нибудь дисциплина, а наука, которая имеет свой инструментариум. Овладеть этим инструментариумом иные из преподавателей даже и не хотят. Для них это только в тяжесть - утруждать себя "никчемным", по их мнению, подходом к произведению. И как результат- ученики выходят из школы с полным набором цитат, но так и не научившись как следует ДУМАТЬ.
| 2005-06-18   | 23:26:10 | Андрей Белов | Да что там говорить - многие из учителей литературы не могут "ямба от хорея отличить" (в самом прямом смысле)...
| 2005-06-19   | 01:10:37 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|