московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

сказки и предпочтения



  Виталия  Возможно ли с помощью сказок определить сексуальные предпочтения человека которые выражаются в виде перверсионных элементов и тенденций? Выделить психолингвистические единицы в сказке, которые могут маркировать определеные перверсионные элементы и тенденции; и в дальнейшем выделить психолингвистические единицы определенных сексуальных предпочтений в повседневной речи, не прибегая к определению выбора сказки?  

 2005-12-03  20:10:06
  Belyanin  сказки - проявление колективного разума. в них заложен архетипы очень разного плана. но есть ли предпочтения у современного человека в сказках, сказать не просто.
допустим, нравится человеку литературная сказка Аксакова "Аленький цветочек", где старшие дочки просят папу привезти гостинцев, а младшенькая просит лишь аленький цветочек. И вот взбирается папа на холмик, поросший травой, и срывает аленький (!) цветочек.
Так что, получается, нравится этому человеку дефлорация дочери? а если у него нет дочери? а если это была единственная сказка, которую ему (!) прочитали в детстве?

  

 2005-12-05  16:23:32
  Виталия  но сказки также представлены и м\ф, поэтому можно использовать тот же метод и на м\ф, а в совреном мире все люди видели отнють не единственный м\ф в жизни.
каким образом можно трактовать символику сказок с помощью психолингвистики, только ли на основании энциклопедий символики и им подобных или существуют альтернативы?  

 2005-12-07  13:46:03
  Belyanin  если мы рассматриваем мультик, то лингвистика тут не очень поможет. ведь это, в основном, визуальные образы. я думаю, Вы несколько :) расширяете предмет психолингвистики. Напомню:
В энциклопедии Британика о психолингвистике говорится, что это изучение психологических аспектов языка. Частью этой дисциплины, – сказано там, – являются экспериментальные исследования кратковременной и долговременной памяти, стратегий восприятия, и восприятия речи, основанные на лингвистических моделях.
В Большом энциклопедическом словаре сказано очень коротко: «Психолингвистика – это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний».
а то, что человек вычитывает из текста - это скорее психология.

  

 2005-12-07  16:36:41
  Виталия  так я и говорю о восприятии речивых высказываний. я в сказках пытаюсь выделить слова или словосочетания, которые могут указывать на определенное сексуальное предпочтение. я заметила, что человек может выбирать сказки с определенным высказыванием, например, "друг" или "маленькая" и производные от этих слов. и их же он использует и в повседневной речи. эти слова являются определенным указутелем на его проблемы и предпочтения, они являются определенными образами его жизни. так вот меня интересует по каким критерия можно выделять эти слова из сказки, и на каком основании, и можно ли, переносить их в обычную жизнь и сопоставлять слова маркеры в сказках и обычной жизни?  

 2005-12-07  18:29:39
  Belyanin  тут очень интересная вещь получается. по частотности эти слова могут быть нормальными (не очень частыми, не очень редкими), но по сравнению с языковой нормой они могут употребляться данным человеком более часто.
Например: Умри несчастная! - фраза, которая явно выводила из себя чеховского налюдателя тем, что она завершала каждый прием гостей (забыл название рассказа).
или "как бы" - присловье, которое выводит из себя преподавателей, если они слышат это из уст студентов.
или ельцинское "панимаешь"...
вопрос в том, как доказать, что данные элементы являются не столько частотными, сколько регулярными у данного говорящего и ... именно они каким-то образом указывают на определенные точки в его семантическом пространстве.
Фрейду было легко: чуть намёк про секс - значит озабоченность.
тогда можно любое слово типа "кончить", "дать", "сосать", "стоять" истолковывать именно в психоаналитическом ключе.
А как доказать, что они соотносятся именно с тем, с чем соотносятся?
короче, говоря: а как насчёт валидности?

  

 2005-12-07  19:03:01
  Виталия  сложный вопрос. возможно валидности можно достичь таким образом: сначала по сказке определить сексуальные предпочтения, а потом сделать наоборот, на основе принадлежности человека к определеным предпочтениям - выделить сказки с определеным сюжетом. если предположение будет верным и сказки совпадут, то можно говорить о подтверждении гипотезы. также можно вместо выбора сказки попросить написать свою сказку и, таким образом, выделить в ней частотные слова совпадающие с выбраной сказкой. или попросить что бы человек дал характеристику своих отношений с людьми, где, как мне кажется, должны использоватся ключевый слова из сказок. возможно ли так? в правильном ли направлении идут мои мысли? или возможно провести серию интервью с этим человеком и, таким образом, выделить в его речи такие слова, которые совпадают с выражениями из сказок.  

 2005-12-07  19:42:58
  Belyanin  что вы имеете в виду под "выражениями из сказки"?
жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве?
давайте говорить предметнее!

  

 2005-12-07  20:35:09
  Виталия  я не имею ввиду те выражения, которые характеризуют данную сказку, например, "не будем говорить кто, но это был слоненок" или "нашелся к шарику горшок, и хвост ко дню рождения" и т.д. а обычные слова т.е. характеристики или обращение к герою или символические выражения . ведь люди часто называют друг какими то обращениями, например, котенок, малыш, солнышко, мышка и т. д., которые являются персонажами сказки.
проанализируем вариант малыш и его разновидности:
сказка МАЛЕНЬКАЯ КОЛДУНЬЯ: "в свои 127 лет она была еще ДЕВОЧКОЙ", "ты слишком МАЛА для танцев", "парень", "МАЛЫШЕЙ", "РЕБЯТИШКИ", "МАЛЬЧИШКИ", "МОЛОДОЙ человек" она очень любила с ними ИГРАТЬ. и иногда эту сказку называют МАЛЕНЬКАЯ БАБА-яга
КАРЛСОН: "МАЛЫШ "
ВИННИ ПУХ: "и они пошли. но куда бы они не пошли и что бы с ними ни случилось по дороге, - здесь в Зачарованом Месте на верине холма в Лесу, МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК будет ВСЕГДА, ИГРАТЬ со своим медвежонком".
у человека у которого эти сказки были любимыми до сих пор говорит детишки на людей своего возраста и немного старше и младше, все что происходило с ним раньше, называется "в детстве", даже если это было 2 недели назад. а в общении с противоположным полом она предпочитает ровесников или людей младшего возраста.
таким образом у данного испытуемого можно выделить такой перверсионный элемент или тенденцию как педофилия, но это не является отклонением от нормы, а является всего лишь стимулирующим элементом в отношениях.  

 2005-12-07  21:31:56
  Belyanin  прям Майкл Джексон какой-то:)) тот на суде так и сказал: мол, ребёнок я еще. Питер Пэн. и люблю детей. судьи ему поверили и простили:)
да. тут сказка выступает не как то, ИЗ ЧЕГО выбирают, а ТО, ЧТО выбирают.
иными словами, если человек выбирает слова из какого-то фильма, а потом из какого-то стишка, а потом из рассказа и всё, допустим. в духе черного юмора, то он именно выбирает из текстов своё. А тут происходит выбор жанра как такового - выбор сказки, которая у него ассоциируется с детством. (ведь сказка может ассоциироваться с фольклором, с ментальностью, с историей, с древнерусским языком и т.п.).
поэтому вы правильно отобрали слова. детство где-то у этого человека играет:) может, он ребёнком хочет стать.
насчет педофилии не в курсе. извиняйте.

  

 2005-12-07  22:32:05
  Виталия  выбор сказки как того из чего выбирают основывается на таких положениях:
сказки общеизвесны;
наиболее часто всетречаются в жизни каждого человека;
выбор любимой сказки связан со структурой личности;
любимая сказка, по Берну,указывает на сценарий жизни человека и соответсвенно его предпочтения и т.д.
а вообще, существуют или извесны какие либо методики в психолингвистике, по которым можно было бы определить сексуальные перверсии или сексуальные предпочтения?  

 2005-12-08  11:56:18
  Belyanin  вы ставите психологические задачи. тут языковая форма иррелевантна.
если можно было бы говорить о предпочтении активных или пассивных конструкций, или о выборе между "я" и "мне"-конструкциями, в соотнесении к сексуальным предпочтениям, то тут психолингвистика помогла бы.
например,
мне хочется = инфантильная личность
я хочу = взрослая личность.
или язык "голубых" и "розовых". наверняка тут есть разработки. только они почему-то сделаны в рамках социолингвистики.
а так психолингвистике надо "вытаскивать" то, что наработано в смежных областях.

  

 2005-12-08  18:20:05
  Виталия  понятно, спасибо за сотрудничество!  

 2005-12-08  18:36:53


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология