московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Диагностика защиты



  Наталья  Валерий Павлович, здраствуйте!
Попробую поподробнее описать суть вопроса. Провожу исследование на изучение специфики явно выраженных защит у участников локальных боевых действий с высоким уровнем ПТСР. В качестве одной из методик было предложено закончить предложение "Я был на войне, я видел смерть и сейчас я ...." Тексты получились очень интересные. И я хотела бы узнать как можно психолингвистически диагностировать МПЗ в этих текстах. По поводу обобщения: не помню где читала, о том что проектантам свойственно частое употребление слов "все", "всегда", "многие" и т.д. Спаибо огромное за ответ.

  

 2004-04-21  06:01:46
  Belyanin  Вот фрагмент из моего учебника по психолингвистике http://www.textology.ru/anons1.html
глава ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА, параграф: 1. РЕЧЬ В СОСТОЯНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
============================================
В семантическом плане речь в состоянии эмоциональной напряженности ... характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью. Говорящим выбираются слова с четко позитивной или негативной коннотацией, т.е. преобладает крайняя полярность в оценках (3,4). Появляются так называемые всеохватные слова (5) (другое название – слова со значением семантической безысключительности, allness terms - Ch.Osgood ) (5, 6,7).
(4) У меня очень сильно плохие анализы. [там же]
(5) вечно, всегда, никогда, никто, полностью, совершенно, абсолютно, ни за что.
(6) И аппетит у меня стал ... никак ... не то, что аппетит, ни не могу ничего есть, понимаете, ничего [из речи больного перед операцией]
(7) Пачку папирос мне не принесет никто никогда. А я последнюю копейку всегда отдавал. И вот такая мне благодарность. [из речи подследственного].
===========================================
Так что я полагаю, что ниличие таких слов - это не защита - это состояние стресса.  

 2004-04-21  17:42:56
  Kvazar  Наталья, можно привести пару примеров типичных?  

 2004-04-22  20:59:00
  Наталья  Извините, не поняла, о каких примерах идет речь. Если о примерах текстов, то "Я был на войне, я видел смерть и сейчас я ... хочу обратно где все ясно многие в обществе не понимают людей кто видел смерть обостренное чувство справедливости." Пунктуация и синтаксис сохранены.  

 2004-04-23  09:15:41
  Наталья  Валерий Павлович, спасибо за ответ. Этот учебник у меня есть. Есть еще один учебник " Основы психолингвистической диагностики". И все же, есть ли какие-либо зацепки на защиты? Если, например, все те же проектанты - диагностическая концепция - паранойя. Имеет ли смысл такая логическая цепочка: проекция - паранойя - "светлые" тексты????  

 2004-04-23  09:24:36
  Belyanin  Это письменная речь? очень похожа на устную речь в состоянии эмоциональной напряженности. Почему Вы интерпретируете это как защиту? Почему Вы считате, что это не эмоц. напряженность?  

 2004-04-23  10:32:00
  Kvazar  Наталья, спасибо за пример. Дазадаптация в мирных условиях такая сильная сильная, что проще ее тестом Люшера,- корреляции наверняка будут удивительно хорошие.
//// И все же, есть ли какие-либо зацепки на защиты? ////
Мне кажется здесь вопрос терминов (используемый словарь терминов ): можно один и тот же фактовый материал трактовать и как эмоц. напряженность, и как защиту, и как еще "что-нибудь". В рамках психоаналитической терминологии - можно обозвать это защитой (больше нечем) останется только выбрать какая это защита и зачем она нужна. В гуманистическом стиле подойдет серия терминов- эмоц. напряженость, фрустрация, кризис, ... . Если это дипломная работа, лучше сразу выбрать поле терминов в которых вы будете доказывать, что-то. Исследование получится логичным и цельным если использовать однозначно понимаемые термины из одной области, иначе винегрет терминов и как следствие- расплывчатая, много---смысленая интерпретация.
//// Если, например, все те же проектанты - диагностическая концепция - паранойя. Имеет ли смысл такая логическая цепочка: проекция - паранойя - "светлые" тексты? //// Паранойя это из другой оперы. Психиатрическая система, в лучшем случае клиническая психология. Но тогда не защиту надо искать, а компенсаторную реакцию на травмирующие обстоятельства. Тут сложность- нельзя сказать у "них" параноидальные состояния, максимум можно двинуть идею про пароноидальные тенденции, потому как вот такие вот (1,2,3,...) признаки на лицо.

  

 2004-04-23  15:23:07
  Наталья  Я объясню подробнее: исследование проведенное мною выявило наличие посттравматического стрессового расстройства +уровень невротизации, выявило явно выраженные механизмы защит ( LSI). То есть в принципе можно остановиться и заняться корреляцией. нО ЕСТЬ ТЕКСТЫ. С которыми, я в иду нехватки опыта или знаний, пока не знаю что делать... Тексты, в которых больше чем в опросниках. Я хочу найти подтверждение защит... Может я ошибаюсь, но мне кажется, что- то в этом есть.


И ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ)  

 2004-04-23  20:17:26
  Kvazar  //// Я хочу найти подтверждение защит... ////
Наташа, я Вас {edited} понимаю- исследование было проведено, что-то менять и тестировать по новой (в конце апреля), смысла нет. LSI говорит про защиты, поэтому надо корреляции именно защитами проводить. Ну справитесь {edited}, потом более внимательно будете {edited} подбирать методики. Мой Вам {edited} добрый совет- не пишите {edited} о паранойЙЙЙе (боюсь ошибиться граматически) в дипломе. :)  

 2004-04-23  23:00:37
  Петр  Что Вы будете делать после того, как диагносцируете "защиту"?  

 2004-04-24  08:36:45
  Belyanin  да, паранойя - это светлые тексты.
но защита бывает при любой акцентуации, и даже без неё :-)
но у ваших "испытуемеых/информантов" вряд ли паранойя. post traumatic stress disorder - это не психопатия. это особ. статья. надо работы по вьтетнамскому синдрому посмотреть. там наверняка должно быть что-то про речь.  

 2004-04-24  23:38:37
  Студентка  Начала писать курсовую, по психолингвистике, преподы долго отговаривали, но я не согласилась! Говорили, что пожалею, скоро начну жалеть...книг в магазине нет...подскажите адреса приличных сайтов, где мозжно почерпнуть информацию! Спасибо!  

 2005-01-24  10:18:17


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология