московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Психолингвистический анализ текста



  Zhenia  Тема курсовой работы - "Психолингвистический анализ текстов писем суицидентов". Я прекрасно понимаю, что ключ анализа - это сочетание лингвистики и психологии, поэтому нужно учитывать оба момента. С точки зрения психологии - все просто (это - мотивация, направленность, индивидуально-типологические особенности личности, межличностные отношения и пр.), но как выйти на лингвистику и увязать эти два момента вместе, чтобы составить целостный психологический портрет личности? На что стоит обращать внимание, анализируя подобные тексты в лингвистическом ключе? И что то или иное явление может означать (напимер, письма написаны в настоящем(прошедшем) времени, в пассивном (активном) залоге и пр.?  

 2006-12-03  16:50:26
  Олешков Михаил Юрьевич  Уважаемый(ая) коллега!

Вероятно, на современном этапе развития лингвистики и психологии Вам не удастся составить "целостный портрет личности". Но есть возможность проанализировать (хотя бы в статистическом аспекте) языковые особенности текстов писем Ваших "реципиентов" (где, кстати, такая база данных?).
Так или иначе, предлагаю Вам несколько работ, которые могут Вас заинтересовать.

Михаил Олешков.

Бабайлова А. Э. «Образ текста» и понимание текста в тексте // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики: Сб. научных, трудов. – Тверь, 1994. С. 112-119.
Бернштейн С.И. Языковая сторона радиолекции // Речевое воздействие: проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972.
Гак В.Г. К проблеме соотношения между структурой высказывания и структурой ситуации // Психологические и психолингвистические проблемы вла-дения и овладения языком. М., 1969.
Жельвис В. И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. Ярославль: Яросл. гос. пед. ин-т, 1990.
Залевская А. А. Понимание текста: Психолингвистический подход: Учеб. пособие. – Калинин: КГУ, 1988.
Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистические исследования. – Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.
Залевская А.А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений // Вопросы языкознания, 1999, № 6.
Красиков Ю. Б. Некоторые аспекты психолингвистической детер-минации речевых отклонений // Речевые приемы и ошибки: типоло-гия, деривация и функционирование. М.,1989.
Рябова Т. В. К психолингвистическому анализу речи больных динамической афазией // Психологические исследования. Вып. 1. М., 1969.
Сазонова Т. Ю. Психолингвистическое исследование процессов идентификации слова: Автореф. дис. ...д-ра филол. наук/Специализир. совет Д002.1 7.0 1. - М., 2000.
Саракаева Э.А. Психолингвистический анализ миссионерских текстов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2000.
Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста - М.: Наука, 1985.
Тогоева С.И. Психолингвистические проблемы неологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук/Специализир. совет Д063.48.01. - Воронеж, 2000.
Шахнарович А. М. Прагматика текста: психолингвистический подход // Текст в коммуни-кации. – М., 1991.–С. 68–81.  

 2006-12-12  16:49:22
  PVB  Пытаюсь собирать письма суицидентов, потому выражаю большие сомнения в возможности "составить целостный психологический портрет личности". Средний размер этих текстов 7-12 слов.  

 2007-01-12  22:50:01
  Zhenia  Можете ли вы для образца выслать 2-3 текста? Дело в том, что у меня в исследовании есть достаточно большие по объему письма, занимающие 2-3 листа. Но 7-12 слов тоже могут о чем-либо сказать...хотя бы об эмоциональном состоянии...  

 2007-01-24  22:43:31
  PVB  Выслать письма могу, но в каком виде: только текст или изображение? И на какой адрес?  

 2007-01-28  17:12:09
  Zhenia  На адрес: kaktus86@mail.ru
Можете выслать только текст, хотя, если что-то интересное есть в изображении...это больше составляет интерес для графологов, но что-то можно и почерпнуть и психологам.  

 2007-02-01  11:57:27
  Leer  было бы интересно текст посмотреть...  

 2007-02-23  18:04:41
  Katze  Здравствуйте, Zhenia.

Я учусь на специальности Прикладная лингвистика. Тема моего диплома, "Фоносемантический анализ писем", по-моему, очень схожа с Вашей. Предлагаю сотрудничать.

Советую Вам книгу Журавлева А.П. "Звук и смысл" и его же книгу "Фонетическое значение"

Если будут каки-то вопросы, связанные с лингвистикой, - обращайтесь, чем могу - помогу.  

 2007-02-23  20:17:21
  Zhenia  Здравствуйте, Katze. Всегда рада сотрудничеству.
Тема вашего диплома достаточно интересна! Какого рода письма вы анализируете?
Правильно ли я понимаю, что вы исследуете ритмику, звучание, особенности звукового восприятия писем (или реакцию и переживания человека, возникший эмоциональный фон и пр.)?
Ваши исследования сводятся непосредственно к анализу текста, или включает исследование личности написавшего?

Исследования текста в моем случае сводятся к контент- и интент-анализу (с помощью которых выявляются цели, мотивы, состояние и пр.), хотя изначально я планировала сделать работу объемнее.
Лингвистики там немного, для меня это сложно, т.к. учусь на психологическом факультете. Я делала попытки выделить особенности: состава предложения, преобладающих единиц и пр., но у меня это не особенно получилось...Может быть, стоит исследовать некоторые фоносемантические особенности? Как вы думаете?

  

 2007-02-28  21:48:03
  Миронова Татьяна  Здраствуйте. Надеюсь мне смогут здесь помочь. Тема: психологический портрет, как через обычный портрет человека мы можем узнать о его психологии. Буду очень благодарна за любую информацию: мне надо во всем разобраться. Мой е-mail : ulybo4ka@list.ru. Заранее спасибо. Кстати, я работаю именно над произведениями Стивена Кинга.  

 2007-11-17  16:01:36
  Mishel  Chto eto oznachaet?  

 2007-11-27  11:50:28
  lara  Вы, видимо, что-то перепутали. Обычно принято говорить о лингвистическом анализе текста или о лингвистических средствах выражения оценки.  

 2007-12-27  14:15:13
  laska  Здравствуйте!!! А мне только одно письмо нада проанализировать психологически...., помогите пож-та, от этого зависит очень многое....  

 2007-12-28  14:30:23
  Belyanin  присылайте
psyling at gmail dot com

  

 2007-12-28  15:18:20
  Андрей  Привет,доктор наук!
Отпиши Вострикову А.  

 2008-01-16  15:56:04
  Marianna N  есть книга - выпущена издательством СПбГУ - Предсмертные слова великих людей. Выходные данные могу посмотреть поточнее.
Думается, что что-то может быть объединяющее для всех предсмертных высказываний вне зависимости от того, суицид это или смерть от болезни.

Думается Вы пытаетесь вычленить так называемый седьмой тип текста - не веселый, ни печальный, а суицидальный, и цель Ваша благородна, как ничто! Только материалом к исследования стоит брать все-таки не предсмертные записки, а если возможно, обычные тексты, написанные за месяц, за два до смерти, когда еще можно предотвратить - предсмертные-то записки слишком уж очевидны и доходят до адресата, к сожалению, уже опосля.
А вот если бы, к примеру, запросить все школы (а в каждой школе так или иначе был когда-нибудь самоуйбийца) сохранять все сочинения школьников, и из них уже сделать выборку сочинения самоубийц, и вычленить в чем отличие от обычных текстов - ключевые слова, относящиеся к дыханию ли, к чему ли другому, вот это было бы дело, тогда бы явки и пароли были бы у нас в кармане, а там уже можно и тех же русичек уже предупредить о том, при появлении каких слова и тем в сочинениях следует бить тревогу...

мой одноклассник предсмертную записку не оставил - но помнится на уроке физики нарисовал на листе бумаги четыре вида казни - повешение, гильотину, кол и наверное топор... Кто знает, может быть надо исключить из уроков истории вообще элементарное упоминание расправ, казней, расстрелов и т.д. Незачем шевелить подростков в такой критический период...  

 2008-03-19  04:08:19
  Marianna N  www.znanie-sila.ru/online/issue2print_1636.html

Коварное слово «Я»
Творчество поэтов-самоубийц отличается частотой употребления личного местоимения первого лица и другими лингвистическими особенностями — таковы выводы американских психологов. Они основаны на результатах компьютерного анализа нескольких сотен текстов.

Профессор психологии Техасского университета Джеймс Пеннебэйкер и аспирант Университета Пенсильвании Шэннон Уитсли Стирман сравнили 156 стихотворений, написанных девятью покончившими жизнь самоубийством поэтами, со 135 стихотворениями, которые вышли из-под пера девяти поэтов, самоубийств не совершавших. «Слова, которыми мы пользуемся, особенно те, которые зачастую кажутся ничего не значащими, на самом деле говорят многое и о наших мыслях, и о том, что мы собой представляем», — сказал профессор Пеннебэйкер. Главным в своем основанном на статистике открытии он считает то, что у специалистов появляется возможность различать особенности душевного здоровья людей по языку, которым они пользуются.

Группы анализируемых поэтов формировались по их максимальной близости друг другу с учетом таких факторов, как национальность, эпоха, образование и пол, и все поэты были американцами, британцами или русскими. Среди последних — Сергей Есенин и Владимир Маяковский, в контрольной — несуицидной группе — Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Оказалось, что поэты, покончившие жизнь самоубийством, чаще других используют формы местоимения первого лица, но единственного числа — «я», «мне», «меня», и гораздо реже, чем поэты без суицидальных наклонностей, они употребляют местоимения первого лица множественного числа — то есть слова «мы», «нам» и так далее. В общем, ученые говорят, что поэтов-самоубийц привлекают слова, благодаря которым они могут показать отстраненность от остального мира и погруженность в свой собственный. Самым значимым словом для них является слово «я», которое они используют неизмеримо чаще других слов и чаще, чем это делают другие люди.

Кроме того, суицидальные поэты почти не употребляют такие слова, как «беседа», «разговор», «слушать», «делить» и «делиться». В их творчестве часто встречаются слова о смерти, но в то же время глаголы, ассоциирующиеся с сильными эмоциями как отрицательными, например, «ненавидеть», так и с положительными — «любить», используются одинаково обеими группами поэтов.

В прежнем исследовании Пеннебэйкера было обнаружено, что частота самоубийств у поэтов значительно выше, чем у прозаиков и обычных людей, и что поэты особенно подвержены депрессиям, перепадам настроений — тому, что называется маниакально-депрессивным психозом. Выявленные сейчас речевые особенности стихотворцев являются, по мнению ученого, «лингвистическими предсказателями самоубийства» ныне живущих поэтов, однако если вы поэт и часто используете слово «я» — это не значит, что вас ждет суицид, это лишь знак повышенного риска, как считает техасский профессор.  

 2008-04-04  02:40:43


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология