|
 |
|
Пол и экспрессивность
Belyanin | Женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально оценочной лексики, а мужская оценочная лексика чаще стилистически нейтральна. Женщины склонны к интенсификации, прежде всего положительной оценки. Мужчины более выраженно используют отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы (оскорбления). Мужчины гораздо чаще употребляют сленговые слова и выражения, нелитературную и ненормативную лексику, в то время как женщины придерживаются слов с нейтральной стилистической окраской. К типичным чертам женской речи относится гиперболизованная экспрессивность (1) и более частое использование междометий типа ой! (1) жутко обидно; колоссальная труппа; масса ассистентов
Белянин В.П. Психолингвистика: 4-е изд., испр.- М.: Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т , 2008. (в печати).
| 2007-08-18   | 13:12:20 | лулу | Как говорили в Одессе: вы красивая до ужаса!
| 2007-08-22   | 18:01:12 | Marianna N | а если предположить, что женщина наоборот в речи использует присущие мужчинам выражения и обороты, о чем это может говорить?
| 2008-03-19   | 06:11:42 | Marianna N | "Мужчины более выраженно используют отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы (оскорбления)." - будто бы женщины никогда не ругаются! Очень даже ругаются!
| 2008-03-21   | 08:30:03 | Marianna N | Вопрос может быть в том, что роль языка в жизни человека связана с тем, насколько для человека язык - инструмент достижения каких-либо целей в жизни, в профессии. Если язык используется активно, очень активно, если это средство манипуляции людьми с целью продажи, установления отношений и т.п. в речи будут невольно присутствовать активные элементы, которые определяем как присущие мужской речи - "отрицательные оценки, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы". Недаром, например, говорят - ругается как товарка на рынке - так на рынке язык именно и является средством продажи продукта, средством манипуляции покупателя, поэтому наверняка и сложился такой стереотип.
Можно ли определить, какие свойства речевого поведения определяются физиологией, а какие поведенческими стереотипами, закрепленные за мужским или женским полом в данной культуре?
| 2008-03-21   | 10:18:24 | adada | Интересно, а что рассказывал Миклухо-Маклай на эту тему?! :) В том смысле, как дело с реальным или предполагаемым "половым лингвистическим диморфизмом" обстоит в странах третьего мира и далее по счету?
| 2008-03-21   | 12:37:44 | Тоже психолог | Это явно связано с гендером человека. Кстати, к вопросу Марианны - если женщина, к примеру, использует мужской гендер, она будет воспроизводить атрибуты мужского поведения и наоборот.
| 2008-03-23   | 09:34:50 | Marianna N | А что Вы имеете в виду под атрибутами мужского поведения? Кроме того, что вероятно по профессии занимает очень активную позицию, например, руководящую должность?
| 2008-03-24   | 00:08:23 | Тоже психолог | "Атрибут" - дословно "признак". Соответственно, всё, что приписывается поведению мужчин и относят к маскулинному гендеру, поведению женщин - к феминному. Женщина "маленькая, изящная, утончённая, тихая, аккуратная, эмоциональная", мужчина "грязный, грубый и вонючий". Шучу, конечно, но основная линия примерно такая. Почитайте что-нибудь по гендерной психологии. Это не новые теории и данных в них обширное поле; здесь незачем их пересказывать.
| 2008-03-27   | 09:53:30 | Marianna N | Спасибо!
Только не совсем ясны выводы - если речь женщины один в одни какой должна быть речь мужчины (исходя из написанного выше), о чем же это говорит? О бисексуальности ли? О том ли, что у нее утеряно чувство собственного пола? Вот, скажем, женщины на руководящих должностях, та же Валентина Матвиенко (мэр СПб) и другие - часто используют "отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы"
с другой стороны нередки случаи, когда мужчины косноязычны - эти вечные "как бы", "значит", конечно "ой" редко услышишь, но и это бывает...
интересно и насколько это намеренное копирование женской речи в случае если, скажем, человек "голубой" стремится подделаться под женскую речь, или, скажем, женщина хочет самоутвердиться, и в некотором роде защититься...
| 2008-03-28   | 01:21:28 | Тоже психолог | Давайте всё-таки разделять понятия. Гендер - это психосоциальная характеристика. Её содержание - это особенности поведения (преимущественно). Пол - это биологическая характеристика (возможно ровно два варианта, всё остальное, как понимаете, мутации). Бисексуальность - это стремление к половым контактам с лицами как противоположного, так и своего пола. Строго говоря, эти термины не имеют пересечений, т.к. выделяются по асболютно разным основаниям, причём даже разными науками. В связи с этим любое сочетание этих характеристик возможно в каждом конкретном человеке. Мужчина, использующий феминное поведение ровно настолько же гомосексуалист, как женщина, забившая гвоздь - бисексуал.
| 2008-03-28   | 12:58:36 | Ab_ovo | По поводу строгости в "пересечении терминов" :) Соглашусь, что лингвистические характеристики речи мужчин и женщин зависят от психосоциальной роли индивида. Но вот что интересно: чем чаще мужчина или женщина используют противоположный гендер, тем сильнее это может влиять на биологические характеристики - увеличение/уменьшение тестостерона в крови (к примеру). Возможно, не так? (к слову, именно последний вопрос выдаёт во мне преимущественный гендер ;) )
| 2008-04-02   | 15:06:36 | adada | %%...именно последний вопрос выдаёт во мне преимущественный гендер...%%
... вступая тем самым в некоторое противоречие с Вашим ником... :))
| 2008-04-02   | 16:23:17 | Marianna N | Тоже психолог, это-то всё, конечно, понятно) Но мысль-то стремится дальше - увидеть стык этих понятий, понять суть их взаимодействия и взаимовлияния.
Впрочем понять что на что влияет - физиология на становление психики или внешние установки психологические установки (языковые в том числе) на изменение физиологии, трудно, и вообще возможно ли?
| 2008-04-02   | 16:50:32 | Belyanin | действительно, что первично: физиология или социальное - понять непросто. думаю, тут применим принцип множественности миров: у кого-то социальное может перестроить внутренний мир, кто-то перестраивает социальное под влиянием своей физиологии. иными словами, кто-то, будучи женщиной, всё-таки носит брюки, курит и матерится, а кто-то, будучи мужчиной, старается быть сильнее (носит брюки, курит и матерится, да еще бороду отпускает). диалектика, однако.
| 2008-04-02   | 17:13:58 | Тоже психолог | Я полагаю, что определение первичного возможно, но, соответственно, является позицией. Потому стоит ли излагать?
| 2008-04-02   | 21:09:31 | Belyanin | = определение первичного возможно= думаю, важнее не определение в смысле называния, вербализации. а важнее эспериментально полученные подтверждения. а то наплодим интерпретаций - как потом понять, какая из них истинная.
| 2008-04-02   | 22:50:35 | Ab_ovo | Смневаюсь в целесообразности "определения первичного", скорее здесь взаимосвязь. Согласна, Валерий, запутаться легко, так и не найдя истины без "экспериментального подтверждения" :) Интересно, наверняка этим вопросом занимаются? Только вот набор влияний на психофизиологическое развитие личности настолько широк и вариабелен, что исследования подобные могут отражать только часть, с массой оговорок. Пример - вся история теорий и методов психотерапии. Кстати, успешность и формы применения которых в свою очередь зависят от личности - пола и экспрессивности (вербальной/невербальной) психотерапевта. ))
P.S. адада - ник многозначен, но если буквально, то, полагаю, продукт, произведённый Ледой не противоречит моему "гендерному" намёку :)
| 2008-04-03   | 12:28:44 | adada | 'Ab_ovo', как же Вы легко прошли неуклюжий ададский тест на профессиональную языковую распущенность!
| 2008-04-03   | 12:40:54 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
 |
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.

|
|