Московская психотерапевтическая академия
125080, Москва, Волоколамское ш., 10-21
e-mail: office@mospsy.ru
история созданияучебные планы издательствофорумновостипоискглавная

Президиум академии, Кафедра психотерапии детей и подростков, Кафедра спортивной психотерапии, Кафедра детских способностей, Кафедра возрастной психотерапии, Всероссийское общество медиков-литераторов, Контакты, Авторы.

Психологический центр "Адалин"

Наша главная задача - практическая психолого-педагогическая и психотерапевтическая помощь детям дошкольного возраста и их семьям. Совместная работа специалистов смежных областей (психологии, педагогики и медицины) помогает нам успешно справляться с самыми сложными случаями в области воспитания и обучения детей.

Большая подборка статей по детской психологии.
   
 










детская психология
 
Беличева Светлана Афанасьевна


Доктор психологических наук, создатель и президент Консорциума "Социальное здоровье России", профессор Московского государственного педагогического университета им. Ленина, главный редактор журнала "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", один из ведущих российских специалистов в области социально-психологической поддержки, профилактики и психологической коррекции детей и семей группы риска, создатель новых направлений в отечественной психологии - превентивной психологии и психосоциальной работы.

Рабочий адрес: 105005, Москва, Бауманская ул., дом 20, корп. 2, офис 23 e-mail: shealth@cnt.ru
Тел. рабочий (095) 263-17-60
Факс (095) 261-22-26
Родилась 21 августа 1946 года в Тевризском районе Омской области

Основные этапы трудового пути:

1974-1977гг - аспирантка факультета психологии ленинградского госуниверситета;
1979-1985гг - доцент кафедры педагогики и психологии Тюменского государственного университета;
1985-1987гг - докторантура при Академии педагогических наук СССР;
1987-1991гг - Академия педагогических наук СССР, ведущий научный сотрудник;
1991-1994гг - руководитель ВНИКа "Государственная система социальной помощи семье и детству" при Правительстве РСФСР.
1991г по н/в - президент Консорциума "Социальное здоровье России";
1990г. по н/в - профессор (по совместительству) кафедры педагогики высшей школы Московского Государственного Педагогического Университета;
с 1994 по н/в главный редактор периодического журнала "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы" (по совместительству);
с 1994г по н/в действительный член Московской психотерапевтической Академии;
с 2003г по н/в член научно-экспертного Совета при Председателе Совета Федерации.


В 1977 году на факультете психологии Ленинградского Государственного Университета защищена диссертация на соискание кандидата психологических наук на тему "Преступность и асоциальное поведение несовершеннолетних".

В 1989 году на факультете психологии Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова защищена диссертация на соискание звания доктора психологических наук "Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних".

В 1993 году присвоена ученое звание профессора на кафедре педагогики высшей школы Московского Государственного Педагогического Университета.


Всего опубликовано более 100 научных работ, среди них книги,
монографии:


1. Этот опасный возраст. М. 1982, с. 92.

2. Сложный мир подростка. Свердловск. 1984, с. 128.

3. Основы превентивной психологии. РИЦ Консорциума "Социальное
здоровье России", М. 1993, с. 198.

4. "Социальная профилактика отклоняющегося поведения
несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер". В
соавторстве с Фокиным В.М., М. РИЦ Консорциума "Социальное
здоровье России", 1993, с. 62.

5.Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции
отклоняющегося поведения несовершеннолетних (в соавторстве). М.
РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 2003, с. 196.

Учебные программы для факультетов социальной работы:

1. Учебная программа для специальности "Социальная работа", "Содержание и методика психосоциальной работы" в соавторстве с А.А.Кайгородовой //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001, Й 2, с. 3-30.

2. Учебная программа "Психологические основы социальной работы (для факультетов социальной работы в соавторстве с Н.А.Рыбаковой //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002, Й 2, с. 3-30.

3. Учебная программа "Основы превентивной психологии" /В сборнике "Психология в обучении социальной работе", НИИ педагогики социальной работы РАО, М. 1998, с. 58-73.

4. Под руководством С.А.Беличевой изданы комплект программ по психологии, педагогики, теории и методам социальной работы, по психосоциальной работе и медико-психологическим дисциплинам для факультетов социальной работы (1991-1993гг).

5. Главный редактор сборника учебных программ "Психология в обучении социальной работе" в серии "Обучение социальной работе в России". Москва. М. РАО. 1998, с. 278

Под редакцией С.А.Беличевой изданы следующие пособия:

1. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными
возможностями. М. 1998, с. 196.

2. Социально-психологический диагностико-коррекционный инстру-
ментарий. М., 1999, с. 190.

3. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростка. М.
1999, с. 182.

4. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с
девиантным поведением. М. 1999, с. 182.

5. Технологии социально-психологических тренингов. М., 2001, с. 201.

6. Организация и содержание психосоциальной работы в учреждениях
социального обслуживания детей и молодежи. М. 2002, с. 208.

Основные научные интересы, реализуемые в настоящее время и на перспективу, лежат в области психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. В частности готовится к изданию монография "Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России".

Беличевой С.А. разработано новое направление прикладного психологического знания - превентивная психология, в которой рассматривается системный анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, характеристика семей и детей группы риска и комплекс психолого-педагогических и социальных мер по их поддержке.

С.А.Беличева занимается также разработкой нового научного направления практической психологии - психосоциальная работа и является главным редактором периодического журнала "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", который издается с 1994 года.

Научно-преподавательская деятельность

Беличева С.А. с 1979 года преподает психологию в высшей школе, в институтах повышения квалификации учителей, в настоящее время является профессором Московского Государственного Педагогического Университета, членом ученого Совета по защите докторских диссертаций по специальности "Социальное воспитание" при Центре социальной педагогики РАО, руководит дипломниками и аспирантами, является главным редактором более 10 пособий и практикумов для высшей школы, автором 3 новых учебных программ, редактором-составителем более 100 учебных программ высшей школы.

Участие и руководство международными федеральными государственными программами.

Международные программы.

1991-1993 - член экспертного Совета по социальным программам международного фонда Сороса;

1994 - руководство программами по гранту фонда Сороса "Учреждение и издание профессионального журнала "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы";

1993 -1994 - руководство проекта "Создание Центра психосоциальной работы" по гранту международного фонда "Каритас";

1999-2001 - соруководитель проекта "Международная школа психосоциальных технологий" по гранту международного MATRA-фонда;

1995 - 1999 - руководитель проекта программы ЮНЕСКО "Культура мира", в рамках которой подготовлено и проведено две международных научно-практических конференции:
- "Терпимость и толерантность вместо насилия в семье и обществе" (1995 год);
- "Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России" (1999 год);

1998 - 1999 - эксперт программы "Развитие социальных служб для уязвимых групп населения" по гранту фонда TASIS.

Федеральные президентские программы.

1991 - 1994 - руководитель федеральной программы по заказу Правительства России "Государственная система социальной помощи семье и детству", в рамках которой разработана и запущена новая для России социальная инфраструктура межведомственных учреждений социального обслуживания, психолого-медико-педагогической поддержки детей и семей группы риска; разработано научно-методическое обеспечение вновь открывающихся факультетов социальной работы (в общей сложности 106 учебных программ по дисциплинам: психология, педагогика, теория и методы социальной работы, медико-социальные, социально-правовые, социально-экономические дисциплины);

1995 - 1999 - руководитель проектов федеральной президентской программы "Дети России" по созданию научно-методического обеспечения коррекционно-реабилитационной работы с детьми и семьями группы риска практических психологов и социальных работников Минтруда и социального обслуживания населения РФ и Минобразования РФ (разработано и издано 9 пособий и практикумов);

1997 - 1998 - руководитель проекта федеральной президентской программы "Дети России" по разработке "Концепции профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях России", на основе которой принят федеральный закон Й 12о "Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999 год);

1999 - 2003 - руководители проектов федеральной президентской программы "Молодежь России" по разработке научно-методического обеспечения учреждений социального обслуживания детей и молодежи (разработано и издано 4 пособия).

 



психотерапия